• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Слишком медленно едем

    Опубликовано: 2006-06-14 11:20:00

    Повышение тарифов — необходимое, но совершенно недостаточное условие для проведения модернизации железнодорожного хозяйства страны. Нужно создать благоприятную ситуацию для крупных частных инвестиций

    Тарифы на перевозки внутри страны железнодорожным транспортом пассажиров и грузов с 12 июня выросли на 50%. Билеты подорожали на 37-45%. Наиболее убыточные пригородные перевозки пока остаются в прежней цене.

    Следующее повышение цен пройдет в три этапа. С 1 января 2007 года тарифы поднимутся на 10%, затем — на столько же с 1 апреля и 1 июля. Таким образом, с июня этого года и по июль следующего железнодорожные тарифы возрастут на 80%. После этого «Укрзалізниця» («УЗ») возьмет паузу для изучения изменений на рынке перевозок. «Посмотрим, как будет развиваться экономика Украины, а значит, и платежеспособность нашего пассажира. Мы думаем над тем, как поднять цену билета, но при этом не потерять пассажира. Сегодня на внутреннем пассажирском сообщении рост пассажиропотока составляет девять-двенадцать процентов в год. И я не думаю, что в Украине есть альтернативный вид транспорта, который взял бы на себя наши перевозки», — сказал «Эксперту» заместитель директора компании «Укрзалізниця» Николай Снитко.

    Слишком много льготников

    Железная дорога перевозит сейчас более пятидесяти процентов всех пассажиров, а также примерно восемьдесят процентов грузов. Однако такая загруженность, по мнению железнодорожников, им дорого обходится. Ведь половина населения страны имеет льготы на железнодорожные перевозки, особенно в пригородном сообщении. Ученые Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта подсчитали, что пассажирские перевозки убыточны на 40-52%. Средства, полученные за счет увеличения стоимости проезда пассажиров и грузов (около 500 млн гривен), планируется использовать на модернизацию подвижного состава железных дорог, повышение безопасности движения поездов. Но этих денег не хватит, ведь только на обновление подвижного состава ежегодно требуется семь миллиардов гривен.

    Все годы независимости «Укрзалізниця» беспощадно эксплуатировала доставшийся от бывшего СССР потенциал. Большой износ используемой техники чреват высоким риском серьезных аварий. Чтобы избежать этого, год назад железнодорожники настаивали на увеличении тарифов в 2,6 раза, что, по их мнению, сделало бы внутренние пассажирские перевозки безубыточными. Однако после смены руководства «УЗ» осенью прошлого года требования резко снизились. Согласованный в правительстве финансовый план компании «Укрзалізниця» на этот год, утвержденный несколько недель назад, предусматривает щадящий режим повышения тарифов. Тарифы на проезд пассажиров железнодорожным транспортом, за исключением в СВ, не менялись почти шесть лет, тогда как цены на энергоносители уже выросли в несколько раз.

    Высокоскоростная мечта

    В Украине — одна из самых длинных в Европе железнодорожных сетей, ее протяженность составляет 22 тыс. километров. По объемам грузовых перевозок наша железная дорога занимает четвертое место в Евразии, уступая лишь Китаю, России и Индии. Грузопотоки через Украину в три-пять раз превышают соответствующий показатель многих западноевропейских стран, ее железнодорожные полотна соединены с магистралями восьми соседних государств СНГ, десятью европейскими странами и с 13-ю морскими портами Черного и Азовского морей, а также Дуная. Сейчас «УЗ» разрабатывает программу выхода на Китай, что позволило бы поставлять продукцию из Китая через Казахстан, Россию, Украину в европейские страны. Однако у этого маршрута скоро появится конкурент — Китай, Казахстан и Турция планируют к 2010 году построить свою железнодорожную магистраль в Европу. Если Украина не успеет вовремя реализовать свой транзитный потенциал, она потеряет шанс на получение огромных доходов. Основные транзитные потоки через нее идут благодаря поставкам российской и среднеазиатской продукции в украинские морские порты, а также транзиту в Европу. По данным Минтранса, ежегодно перевозки увеличиваются на 12%.

    Основные доходы отрасли в 90-х годах уходили коммерческим посредникам. Перелом наступил в 2000-м году, после выхода указа президента, определившего основные направления развития отрасли. Бартер и посредничество были ликвидированы, и «Укрзалізниця» сразу стала рентабельной. Началось возрождение инфраструктуры отрасли, было отремонтировано более 1,3 тыс. вокзалов, в том числе и столичное здание. Реконструкция вокзалов продолжается. В течение двух лет планируется завершить строительство Дарницкого вокзала в Киеве. На Крюковском вагоностроительном заводе начато производство пассажирских вагонов, а на ОАО «Лугансктепловоз»— дизелей и электровозов.

    В ближайшее десятилетие в Украине планируется создать сеть высокоскоростного железнодорожного сообщения (до 250 км в час) внутри страны, а также с государствами Запада и СНГ. Благодаря скоростным полотнам, в Европе постоянно увеличивается пассажиропоток за счет людей, которые ранее предпочитали авиационный, автобусный и личный автомобильный транспорт. Сейчас у нас в стране большим достижением считается скорость поезда 90 км в час — это примерно в два раза выше, чем средний показатель по Украине. Действующая инфраструктура не позволяет организовать скоростное движение, так как она была рассчитана на максимальную скорость — 160 км в час. Поэтому, учитывая высокую степень износа путей и подвижного состава, скорость наших пассажирских поездов едва достигает 50 км в час, грузовых — 35.

    «УЗ» готовится к проведению тендеров на закупку вагонов по кредитному соглашению с ЕБРР. Проект «Внедрение скоростного движения пассажирских поездов на железнодорожном транспорте Украины» оценивается в 200 млн долларов (из них 120 млн — кредит ЕБРР). «Мы планируем приобрести финские вагоны Pendolino, чтобы затем наладить совместное производство в Украине вагонов, способных развивать скорость от двухсот до двухсот пятидесяти километров в час», — говорит генеральный директор компании «Укрзалізниця» Василий Гладких. К концу следующего года французская фирма Alstom поставит «УЗ» 16 электропоездов. Совместно с немецкой фирмой Siemens разрабатывается магистральный пассажирский электровоз, способный развивать скорость 160 км в час.

    Дорогу частному капиталу

    Для осуществления таких планов нужны большие деньги, которых у «УЗ» нет. Василий Гладких сообщил «Эксперту», что годовые убытки компании достигли 2,4 млрд гривен — почти десять процентов от ее общего годового дохода. Повышение тарифов ситуацию не спасет, так как потребности в ресурсах во много раз выше, чем собственные доходы «УЗ».

    Надежды возлагаются на частный капитал. В этом году «Укрзалізниця» обещает начать обновление подвижного состава за счет привлечения частных инвесторов, используя лизинг. Однако иностранные инвесторы не придут до тех пор, пока в отрасли не будут внедрены рыночные отношения. Толчком к развитию украинской железной дороги станет отделение государственного управления перевозками от хозяйственных функций железной дороги. Если у государства нет собственных средств на возобновление подвижного состава, следует создавать рынок частных перевозок — таково мнение большинства специалистов. Негосударственные перевозчики готовы приобретать собственный подвижной состав для грузовых перевозок.

    Наталка Прудка, Эксперт.UA

     

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.