Динамика роста одесского ритейла поражает воображение.
На юге Украины Одесса по-прежнему остается городом-героем розничной торговли. Национальных и местных ритейлеров привлекает платежеспособное население, которое увеличивается в летний сезон за счет отдыхающих.
Многообразие розницы в Одессе впечатляет, однако успех в искусном деле торговли способствует далеко не всем. Начнем с наиболее мелкой розницы – а именно рынков. Одесса всегда славилась своими рынками, но современные форматы торговли поставили на грань закрытия некоторые из них: например, некогда разноформатный рынок «Китайский» (ул. Ильфа и Петрова). Арендаторы покидают «Суворовский» и «Меркурий» (Днепропетровская дор.), а также рынок «Станция Восточная» (ул. Жолио Кюри). Из одесских рынков лишь расположенные в центре города «Новый» и знаменитый «Привоз» не обделены вниманием инвесторов.
Количество средних и мелких магазинов в Одессе остается практически неизменным (около 2500, что составляет 95 % от количества всех торговых площадей), однако, большинство из них балансирует на грани выживания. Могучая конкуренция со стороны современных форматов поставила их в достаточно уязвимое положение: ну не могут они предложить потребителю такого ассортимента и разнообразия товарных групп. Кроме того, мелкие ритейлеры в большей степени зависят от дистрибуторов, торгового оборудования, но главное – от условий по отсрочкам платежей. Если ключевой рознице дистрибуторы предоставляют отсрочки от четырнадцати до шестнадцати дней, то мелкие игроки могут рассчитывать только на десять дней отсрочки.
Наиболее популярны в Одессе супермаркеты и торговые центры. Развитие дискаунтного формата обошло одесских ритейлеров стороной, за исключением «Фоззи-Юг», который ограничился одним гипермаркетом. Значит, одесский потребитель по-прежнему желает совершать покупки от трех до пяти раз в неделю, и для него имеют значение широкий ассортимент товаров и комфортное обслуживание.
Кушать подано
Также устоявшимся на территории Одессы можно назвать количество ночных клубов и ресторанов. В соответствии с веяниями моды изменяется лишь концепция заведений и, разумеется, интерьер.
Кол-во отелей, ресторанов и кафе г. Одессы
Класс | Работающие круглый год | Сезонные |
Элитные рестораны и клубы в прибрежной зоне и центральной части города. Наценка продуктов - от 200 до 400 %. | 50 | 20 |
Премиум-сегмент. Наибольшая концентрация - в элитных районах и центре города (около 60 %). | 120 | 30 |
Заведения в среднем ценовом сегменте и ниже рассчитаны, в среднем, на каждые 2-3 тыс. человек. Сосредоточены в окрестностях крупных рынков. | 400 | 50 |
Итого: | 570 | 100 |
Не больше двадцати заведений в Одессе не нуждаются в рекламе и не склонны позиционировать себя как места для случайных посетителей. Среди кафе и ресторанов премиум-категории и выше полтора десятка заведений ориентированы на восточные кухни - китайскую, пакистанскую, вьетнамскую. Среди одесситов они пользуются стабильным спросом, притом главным критерием успешности заведения остается его признание модным местом отдыха. Эту иррациональную оценку получили единичные клубы («Капитан Морган», «Вечерняя Одесса», «Ирландский Паб») и секрет их успеха, прежде всего, заключается в толерантности ко многонациональной публике. Одесские клубы умело балансируют между демократичностью и изяществом.
Предприятия быстрого питания продолжают прогрессировать, но эта ниша не насыщенна пока что и наполовину. Особые успехи в этом направлении показывает ритейлер «Таврия В», размещая кафе в своих супермаркетах и торговых центрах. Первый удачный проект стал кафетерий в ТЦ «Аэропортовский». Одесситы к своему удивлению обнаружили прямо посреди торгового зала порядка трех десятков столиков на площади 300 м2, за которыми можно отобедать всего лишь за 15-20 грн. Естественно, что еще одна услуга на территории торгового центра привлекла дополнительные средства, а расширение сервиса – посетителей, которые с большим удовольствием задерживались на территории «Аэропортовского».
А кроме того, авторитет «Таврии В» среди одесских потребителей изрядно подкрепило высокое качество еды – что удивительно для ресторанов быстрого питания, расположенных на территории торгового центра. (Если нет возможности вернуть просроченный товар поставщику, он отправляется в фаст-фуд.) Опыт пришелся кстати, и теперь в одесских торговых центрах кафе заняли свое неотъемлемые места. Новшеством ресторана быстрого питания в ТЦ «Афина» на Греческой площади стал самостоятельный выбор многих продуктов, блюд и напитков по системе «free floor», а также разделение кафе на три зала - обычный, для курящих и зал с обслуживанием. Демократичность подхода и здесь принесла желанный успех. Новое слово было сказано в самом крупном торговом предприятии на ул. Дерибасовская – ТЦ «Европа», где на последнем (шестом) этаже располагается ресторан «Чайка», рассчитанный на любителей живой фортепианной музыки. Аналогичные проекты также с успехом осуществлены в гипермаркете «Фоззи» и в торговом центре «СемьЯ» - в последнем случае вопросы питания поручены четырем арендаторам, которые предлагают отведать свыше сотни блюд.
Подробнее читайте в журнале "Торговое Дело" №5/2006, www.torgovoedelo.com
По вопросам преобретения журнала обращайтесь по тел.: +38 044 275 14 37, +38 067 630 36 20
e-news.com.ua