Слоновая кость из рояля в качестве импланта для кости ноги, носы, выбранные из каталога. Больше столетия назад немецкий хирург Жак Йозеф (Jacques Joseph) разработал методы пластической хирургии и совершил переворот в медицине, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
Он был пионером и новатором в области пластической хирургии, хотя и не сделал ничего невообразимого.
28-летний отпрыск хорошей фамилии и наследник крупных прусских землевладельцев был несчастнейшим существом на свете. Молодой человек постоянно дичился общества и вечно пребывал в мрачном состоянии. Причиной тому служил его крупный и необычной формы орган обоняния — вечно служивший мишенью для насмешек. Окружающие не слушали о чем говорил, а только внимательно рассматривали его нос. Некоторые не могли сдержать усмешки.
Последней надеждой юнкера был известный хирург в Берлине. Он должен помочь молодому человеку прооперировать его оттопыренные уши. Да, беда не приходит одна: дети на улице дразнили юношу не только за его непомерной длины нос, но и за его уши-лопасти. "Уши мы поправим, а почему бы не провести коррекцию носа?" — предложил хирург Жак Йозеф.
Операция с коррекцией ушей стоила врачу его работы в университетской клинике, поскольку руководство не видело медицинской необходимости в хирургическом вмешательстве. Однако частнопрактикующему доктору никто не мог запретить заниматься пластической хирургией. В 1898 году берлинский врач-ортопед Жак Йозеф, который до этого времени не имел ничего общего с носами, избавил богатого юношу от объекта насмешки, превращавшую жизнь молодого человека в сущий ад и вернул его к нормальной жизни.
Да, Жак Йозеф был пионером и новатором в области пластической хирургии, хотя и не сделал ничего невообразимого. Хирургическое вмешательство для улучшения внешнего вида применялось издавна, но до сих пор пациентами становились исключительно те, кто был сильно изувечен от природы или пострадал от несчастного случая.
Знаменитый индийский медик Сушрута создавал новые носы из кожи, снятой со лба, еще в седьмом столетии до Рождества Христова. Его пациентами являлись воры и прелюбодеи, которым в качестве наказания отрезали носы. По туземному преданию, Сушрута был учеником самого бога врачебного искусства Дханвантари, воплотившегося в образ Диводасы, царя в Каши (город Бенарес).
В эпоху Возрождения итальянец Гаспаре Тальякоцци (Gaspare Tagliacozzi) усовершенствовал технику ринопластики у пациентов, получивших увечье, и у пораженных сифилисом. Операция по восстановлению носа производилась в шесть приемов. После тщательного измерения на передней поверхности плеча двумя параллельными разрезами очерчивали лоскут кожи и отслаивали его от подлежащей ткани. Под него подводили кусок полотна, который меняли ежедневно в течение 14 дней. Через две недели периферическую ножку лоскута отрезали, и он лежал свободно на проксимальной ножке еще 14 дней, проходя стадию детства (piieritia), юности (adolescentia) и старости (senectus). Когда лоскут начинал сморщиваться, его пересаживали на освеженный дефект носа. При этом руку в течение 20 дней удерживали сложной косой повязкой со специальным макетом, помогающим придать носу заданную форму. Затем лоскут отрезали, а через 14 дней формировали крылья и перегородку носа.
В XVI веке он первым подробно описал пластику губы из кожи плеча, при этом в подтверждение приводил рисунок с подшитым к губе лоскутом и фиксированной рукой. Он описывал и частичную пластику уха, для которой кожные лоскуты выкраивали позади ушной раковины. Священники не позволила похоронить великого хирурга на католическом погосте и его труп предали земле за кладбищенской оградой, в неосвященной земле. Впоследствии жители Болоньи, гордившиеся своим земляком, поставили ему памятник в облике человека, держащего в руке нос.
В истории пластической хирургии это была, так сказать, техническая сторона дела. Психотерапевтического эффекта от подобных операций никто и никогда в мире не проводил.
Пластическая хирургия как массовый феномен получает свое развитие начиная с ХХ столетия и, по словам современного американского культуролога Сандера Джилмана (Sander L. Gilman), коренится в двух научных открытиях и новом умонастроении.
В середине XIX века стала широко применяться анестезия, и медики начали практиковать безболезненное вмешательство. Почти одновременно с внедрением обезболивающих средств, медики пришли к выводу о важности стерильности во время работы с открытыми ранами. Предпосылкой для работ Жака Йозефа и его последователей послужили идеи эпохи Просвещения, к которым относятся стремление индивида к счастью, самоопределение и способность создавать себя самого по-новому. Лучше быть красивым и здоровым, так отныне звучало кредо большинства европейцев.
Одним из самых известных предшественников Жака Йозефа в области пластической хирургии был Иоганн Фридрих Диффенбах (Johann Friedrich Dieffenbach). Он родился 1 февраля 1792 г. в прусском Кенигсберге (ныне Калининград), а скончался 11 ноября 1847 г. в Берлине. Этот берлинский хирург успешно оперировал пациентов с волчьей пастью, косолапостью и пробовал устранять косоглазие. Однажды Диффенбах помог девочке, прятавшей свой изуродованный язвой нос за золотой маской. С 1989 г. Немецкое общество пластической, реконструктивной и эстетической хирургии вручает медаль имени Диффенбаха, в знак признательности заслуг этого первопроходца в области пластической хирургии.
Дальнейшее развитие пластической хирургии придал берлинский хирург Жак Йозеф, который начинал с того, что выравнивал пациентам носы. Этот отец-основатель современной пластической хирургии, прозванный соотечественниками Nasenjoseph - Йозеф-Нос, родился 6 сентября 1865 г. в Кенигсберге, откуда были родом известный философ Иммануил Кант, писатель и музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман и, конечно, уже упомянутый нами хирург Иоганн Фридрих Диффенбах.
В 1904 г. Жак Йозеф разработал методику, которая позволяла оперировать носовые хрящи без внешних шрамов.
Для этой цели он разработал специальные инструменты, маленькие скальпели и пилы. Некоторые из изобретенных им хирургических инструментов еще и сегодня встречаются в операционных. Особенную известность получили, изобретенные Йозефом распаторы, которые предназначены для отслаивания и отодвигания надкостницы.
В отличие от других практикующих берлинских коллег, доктор Йозеф не стал зацикливаться на одних носах, но стал обращался и к другим частям тела. Во время Первой мировой войны хирург восстанавливал изуродованные до неузнаваемости лица фронтовиков. Кроме того, он умел натягивать кожу, исправлял обвислые груди и в качестве заменителя отсутствующего фрагмента кости использовал слоновую кость, приобретая последнюю у наследников фортепьянного мастера Карла Бехштайна, производивших знаменитые на весь свет музыкальные инструменты фирмы C. Bechstein Pianofortefabrik AG Berlin.
Нужно признать, что приоритет по-прежнему оставался за носами. Жак Йозеф умел их уменьшать и увеличивать, выпрямлять и просто приводить в норму. В 1922 г. репортер Эгон Эрвин Киш (Egon Erwin Kisch) побывал у хирурга и про курьезную практику доктора написал статью под заголовком "Дом, где меняют носы". Жака Йозефа отличал индивидуальный подход к своим пациентам. "Желаете ли вы смелый нос или умный, кокетливый или энергичный?", — спрашивал доктор Йозеф. В альбоме каждый посетитель мог выбрать себе — среди сотен других образцов — нос по своему вкусу. Немного позднее появились фотография разнокалиберных носиков. Через день другой после визита на прием к хирургу, чье бюро располагалось на престижной берлинской улице Курфюрстендамм, страдающие от тщеславия пациенты прибывали в частную клинику Йозефа на Бюловштрассе 22, чтобы лечь там под нож. Помешанные на красоте персоны стекались сюда со всей Европы, США и Индии.
Операции делались под местным наркозом. Жак Йозеф не только удалял или добавлял кости, но по мере необходимости мог пересадить кусок кожи с плеча.
В течение трех дней пациенты ходили с огромным крестом из желтого лейкопластыря на лице, который закрывал даже глаза. "Все они выглядят отвратительно, — описывал репортер Киш. — Но завтра или послезавтра они будут прекрасны, так прекрасны как никогда прежде".
В своей заметке репортер упоминает об одном богатом фабриканте из Праги, который заплатил за хирургическое вмешательство 15 000 чехословацких корон — на сегодняшний день эта сумма составила бы более 6000 евро. Будучи евреем, Жак Йозеф делал бесплатные или недорогостоящие операции лишь своим многочисленным братьям и сестрам по вере, оперируя характерные носы с горбинкой и крючковатые носы. Особенно наплыв сородичей пришелся на год, когда к власти в Германии пришли национал-социалисты. 12 февраля 1934 года Жак Йозеф скончался в Берлине от инфаркта.
Жак Йозеф проводил платные мастер-классы. Дозволялось присутствие на операции, с одним единственным ограничением. Коллегам не дозволялось делать никаких замечаний и задавать вопросы. Благодаря ему пластическая хирургия из Германии распространилась по всему миру.
На следующую ступень эволюции пластическая хирургия вышла уже в США, где жили и работали ученики и последователи Жака Йозефа. Порой завоевание новых высот происходило благодаря случаю. Как-то в начале 1960-х годов во время рутинной операции хирург Фрэнк Джероу (Frank Gerow) из Хьюстона (штат Техас) обратил внимание, что форма пластмассовой сумки с кровью для трансплантации напоминает ему женскую грудь. Ему пришла в голову идея увеличивать грудь у женщин, вживляя в нее некое подобие этой сумки.
Вместе со своим коллегой Томасом Кронином (Thomas Cronin) он разработал имплантант, наполненный физиологическим раствором. Первая попытка сорвалась — физраствор вытекал. Однако уже через неделю медики вживили пациентке имплантант, наполненный силиконовым гелем. Вторая попытка оказалась вполне удачной.
Игорь Буккер