«Ум ребёнка – на кончиках пальцев». В.А.Сухомлинский.
В этой фразе заложен очень глубокий смысл. Развитие ребёнка, его речь, мыслительные процессы и просто познание мира напрямую связано с развитием мелкой моторики. А именно с хорошей координацией и сознательным управлением кистей и пальчиков рук, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
С самого рождения малыш постепенно овладевает данными навыками. Родители замечают, что кулачки новорожденного всегда зажаты. Их главная задача – удержать. Постепенно тонус их уменьшается и малыш учится хватать и отпускать предметы, далее – перекладывать их из руки в руку и целенаправленно брать. Все эти действия очень важны для дальнейшего психического развития ребёнка и развития его речи. Наукой доказано, что речевой центр в головном мозге находится в прямом контакте с центром мелкой моторики. Т.е. стимулируя одно – развивается другое.
Ребёнку, у которого скоординированно работают пальчики рук, в будущем будет легче писать , держать карандаш и выполнять мелкую работу. А также анализировать, синтезировать, логически мыслить и рассуждать.
Начиная с грудничкового возраста ребёнок всё ощупывает, трогает, теребит, тянет. Желательно предоставить ему возможность потрогать как можно больше разных по текстуре материалов (обязательно помня о безопасности!). Ведь малыш изучает жизнь на ощупь. Ему пока ещё недостаточно посмотреть на предмет, чтобы его охарактеризовать. Ему нужно с ним повзаимодействовать. Какой он? Мягкий/твёрдый, упругий/жёсткий, тёплый/холодный, пушистый/колючий, шуршащий/звенящий, лёгкий/тяжёлый и ещё огромное количество других характеристик. Поэтому так важно, чтобы арсенал детский игрушек был разнообразным: пластмассовые погремушки, резиновые грызунки, тканевые кубики, деревянные колечки/пирамидки, вязаные мячики/зверюшки, текстильные развивающие коврики или hand-made игрушки из разных материалов (джинс, вельвет, бархат, атлас, шёлк, фланель, трикотаж, лён и т.д.). Щупая, трогая и перебирая все эти богатства, ручки и пальчики ребёнка получают много сенсорной информации, которую необходимо обработать и усвоить головному мозгу. Благодаря этому формируется больше нейронных связей, которые в свою очередь стимулируют интеллектуальное развитие.
Параллельно с самостоятельными играми малыша родители могут также заниматься развитием мелкой моторики. Изначально это просто мягкое поглаживание и разминание кистей рук и каждого пальчика в отдельности. Позже это переходит в игры-потешки или известные многим – пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Идёт коза рогатая», «Ладушки» и т.п. Зачастую родителям кажется, что такие занятия носят исключительно развлекательный характер, но это не совсем так. Они переходят из поколения в поколение, значит имееют глубокий смысл и значение. Благодаря им происходит массаж всех важных рефлексогенных зон на ладонях малыша, взаимодействие и игра со взрослым, знакомство с ритмикой родного языка.
Чем становится старше малыш – тем более сложными становятся пальчиковые игры. На первых порах взрослый рассказывает и управляет ручками малыша, в последствии ребёнок просто копирует действия вслед за взрослым и самостоятельно рассказывает короткое стихотворение. Такие упражнения особенно актуальны для дошкольников, но могут использоваться и в младшей школе: для разминки или снятия усталости рук в перерывах между занятиями.
Какие же ещё игры и занятия помогут детворе совершенствовать свои навыки мелкой моторики?
Начиная с 8-ми месяцев можно предлагать шнуровки/бусины. Это могут быть фигурки, нанизанные на шнурок, которые необходимо снимать или одевать (в домашних условиях можно нанизывать крупные макаронины на обычный шнурок). Лабиринты, по которым малыш перекатывает бусинки. Классические пирамидки, матрёшки.
Игры с прищепками, которые тренируют «пинцетный захват» — умелое взаимодействие указательного и большого пальцев. Можно крепить прищепки к картонному кругу, и тогда получится солнышко. Аналогично можно делать ромашку, травку, гусеничку (цепляя прищепки одну за другую).
Можно предложить малышу разные пустые пластиковые баночки и крышки к ним (из под йогурта, молока, водички, витаминов). Ему нужно будет подобрать их по размеру и учиться откручивать и закручивать. Здесь нагрузку получают все пальчики и кисть в целом, а также закладываются азы логического мышления.
Ближе к году ребёнка может увлечь сортер, где необходимо каждую фигурку пропустить через определённое отверстие. Они бывают всевозможных форм и размеров: классические деревянные, тканевые домики, музыкальные бочонки, пластиковые с цифрами и т.п.
Также хорошо зарекомендовали себя рамки-вкладыши. Широкую популярность они приобрели благодаря системе М.Монтессори, которая особое внимание уделяла сенсорному развитию и развитию мелкой и крупной моторики. Это также могут быть мозаики и несложные пазлы.
После года многих деток увлекают конструкторы: пластиковые, деревянные, тканевые.
В дошкольном возрасте очень хорошо тренирует мелкую моторику занятия творчеством: рисование (кисточкой и красками, мелками, восковыми карандашами, пальчиками, разукрашивание и штриховка), лепка (пластилином, солёным тестом, глиной), аппликация, работа с природными материалами (крупы, орехи/каштаны, которые можно катать в руках, выкладывать дорожки и узоры). Хорошо расслабляют мускулатуру кистей и пальчиков игры с песком или манкой. Материал можно пересыпать, рисовать им на блюде или подносе, в него можно закапывать руки и делать какие-то фигурки. Возможности для творчества безграничны!
Также можно мотать клубочки, катать по столу шестигранные карандаши или грецкие орехи, сжимать эспандеры, лепить с родными вареники или печенье, крутить гайки, а ещё учиться навыкам самообслуживания: застёгивать пуговицы, расстёгивать застёжку-молнию и завязывать шнурки.
Главное, чтобы малышу было интересно, а родители проводили данные мероприятия регулярно и систематически. И тогда результаты не заставят себя долго ждать!
Инструктор по подготовке к родам, перинатальный психолог СЦ «Азбука для родителей», Полина Сазонова