Логические задания позволяют расширить словарный запас и кругозор малыша, а также дают возможность в непринужденной форме получить дополнительные навыки, познакомиться с явлениями и характеристиками предметов и явлений.
Чем заняться с ребенком: простые игры на досуге
Дети дошкольного и младшего школьного возраста имеют бурное воображение. Им нравится пользоваться современными источниками информации и получать новые знания.
Дети, которые уже умеют говорить фразами и строить предложения, с энтузиазмом участвуют в устных играх с простыми правилами, в ходе которых можно знакомиться с новыми понятиями. Специфика и методика выбора игр зависит от возраста малыша и его готовности воспринимать информацию.
От 3 до 5 лет
Для занятий с ребенком старше 3 лет, подойдут игры, в которых он сможет применить знания по естественным наукам и сделать открытия для себя. В числе основных вариантов:
1.«Живое-неживое». В ходе игры ведущий называет предметы, а ответчик – дает ответ на вопрос. Можно усложнить и разнообразить задачу, если называть слова по очереди с малышом.
2.«Дети и родители». Цель этой игры назвать детеныша и взрослого животного, птицу или рыбу. Занятие подобного типа позволит расширить словарный запас и общие познания ребенка.
3.«Съедобное – несъедобное» и «Летает – не летает». Соревнуясь в познаниях, можно использовать привычную жестикуляцию: хлопки, кивки, притопывания. Такой подход позволит сделать процесс отгадывания увлекательным.
4.«Да и нет». В процессе общения взрослый называет предмет и его признак (например, кот – мягкий, мороженое – мокрое), а затем предлагает ребенку ответить так ли это. Дополнить условия можно предложением назвать правильное определение.
5.«Вредный и полезный». В условиях этого устного занятия лежит тот же принцип, что и во всех перечисленных выше. Малышу предлагается ответить на вопрос, а затем дать определение, почему.
Дети от 3 до 5 лет способны легко идентифицировать предметы и называть их характеристики, могут описать основные явления и полезные функции привычных вещей, но абсолютно не готовы давать развернутые ответы на отвлеченные тематики.
5-6 лет
Дошкольники, которым исполнилось 5 лет, с удовольствием играют в «Видное-неочевидное». Для поиска нужного ответа на поставленный вопрос ребенок должен будет проанализировать свойства названных предметов, их основные характеристики (состав, внешние данные) и найти информацию, которая позволит объединить понятия.
Подойдет дошкольнику и игра в ассоциации. Она позволяет развить логическое и абстрактное мышление, ведь в процессе поиска ответа на вопрос ребенок перебирает все возможные варианты, а затем оставляет только те, которые будут максимально полно отображать свойства и характеристики предмета, явления или ситуации.
6-7 лет
Игры с учеником младшей школы могут включать в себя устный счет, а также задания, в которых нужно описать предмет и его функции, подобрать рифму. Понравится школьникам и занятие, в котором нужно будет продолжить сказку-небылицу.
Как вариант, можно предложить дошкольнику посоревноваться в познаниях «Прошлого и будущего», а также поучаствовать в умственных состязаниях, основной целью которых является развитие вариативности. Основной функцией игры «Прошлое и будущее» психологи и педагоги называют тренировку воображения. Умение фантазировать позволит школьнику составлять простые рассказы и находить нестандартные решения задач.
Игры, основной задачей которых является поиск нужного решения, позволяют преодолевать психологическую инерцию. Именно она становится преградой для развития личности, ведь ребенок, который не умеет мыслить нестандартно, вряд ли сможет систематизировать информацию, полученную из разных источников.
Игра как элемент общения с ребенком
Живое общение с детьми – важный инструмент для построения крепких взаимоотношений. Принимая участие в детских играх, взрослый может увидеть и оценить навыки дошкольника, а также скорректировать его поведение. Задача взрослого создать среду, находясь в которой ребенок сможет развить свои способности и умения, а также найти индивидуальный подход к малышу.