Правильное завершение грудного вскармливания
Как правильно завершить грудное вскармливание, чтобы не причинить вреда младенцу и не создать неприятностей матери, сохранить все позитивные завоевания организма в период лактации?
Рассмотрим самые типичные ситуации и наиболее вероятные комбинации, ключом которых является уровень лактации, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net
При гипогалактии, когда молоко вырабатывается в недостаточном количестве, эта проблема решается, как правило, просто и быстро.
У женщин с низким функциональным состоянием лактирующих желез уже в течение 2—3 месяцев происходит постепенное уменьшение вырабатываемого молока от исходного, заведомо низкого уровня.
Лактация угасает самостоятельно, без явлений застоя молока или каких-либо иных проблем. Врачебное вмешательство, как правило, не требуется, а если и нужно быстро, в течение нескольких суток подавить выработку молока, то это достигается путем назначения специальных препаратов, причем не гормонального свойства и не влияющих на основные виды половых гормонов, а воздействующих целенаправленно на гормон лактации пролактин.
Несколько сложнее обстоит дело при нормальном или повышенном уровне выработки молока. В этих случаях существует реальная основа для продолжения грудного вскармливания в оптимальные сроки. У большинства женщин этот процесс протекает в рамках физиологической нормы.
К исходу 10—12-го месяца постепенно происходит угасание лактации, и она самостоятельно заканчивается, не причиняя каких-либо серьезных проблем. Но бывает, что грудное вскармливание у женщин с нормальным или повышенным содержанием молока протекает с часто повторяющимися эпизодами застоя.
Причиной этого могут стать отказ младенца от груди, неполноценное опорожнение железы во время кормления и возникающая при этом необходимость постоянного сцеживания с целью ликвидации очагов застоя молока (что дополнительно травмирует железу, создает дискомфорт, вызывает невротизацию женщины и угрозу развития мастита). Тогда может стать вопрос о подавлении лактации.
В этих условиях процедура прекращения выработки молока носит характер серьезной фармакологической операции, которая состоит из нескольких этапов и продолжается в течение нескольких месяцев.
Причем целью ее является не только подавление выработки молока, но и создание оптимальных условий для обратного развития ткани молочной железы, так называемой постлактационной инволюции, с формированием нормальной ткани молочной железы, с самыми минимальными проявлениями пресловутой мастопатии. Ведь к достижению такого состояния молочных желез после грудного вскармливания стремится каждая женщина.
Подавление лактации является не только вынужденной мерой, но и лечебно-профилактическим мероприятием, направленным на снижение уровня клинических проявлений фиброаденоматоза и на профилактику рака молочной железы.
На первом этапе фармакологического прекращения выработки молока в течение 2—4 дней происходит подавление так называемой видимой лактации (из сосков самостоятельно прекращает выделяться молоко, при попытке сцедить молоко поступает в виде отдельных капель или ненапряженной струи). Затем в течение 1—2 месяцев и эти явления угасают и полностью прекращается какое-либо выделение молока.
Однако поступление жидкости типа молозива из сосков при надавливании может продолжаться еще в течение даже нескольких лет (до 3—5 лет), что не должно пугать женщину, а послужить поводом дополнительно получить консультацию специалиста. Такие выделения, как правило, являются вариантом нормы, свидетельствуют о сохраняющемся расширении млечных протоков в области САК и незавершенной постлактационной инволюции молочных желез.
Главная неприятность, которая может быть в таких случаях, — это попадание инфекции через расширенные протоки (при ослаблении правил личной гигиены женщиной после напряженного периода грудного вскармливания) и развитие лактационного мастита. В редких случаях такие выделения указывают на начальный этап формирования функциональных нарушений после родов или патологию в гипофизар-ногипоталамической области, что также необходимо обсудить с соответствующими специалистами (эндокринологами).
Режим потребления жидкости и диета при завершении грудного вскармливания
Важным моментом этого периода жизни женщины является режим потребления жидкости и диета. На этапах медикаментозного подавления лактации потребление жидкости должно быть в пределах физиологических потребностей: не нужно истязать себя жаждой.
Давно установлено и доказано что недостаточное употребление жидкости в период лактации в первые несколько суток повышает ее уровень, и весьма значимо — чем меньше женщина пьет жидкости, тем больше вырабатывается молока. Часто врачи при развитии явлений застоя молока и угрозы развития мастита настойчиво и безапелляционно рекомендуют ограничение потребляемой жидкости в сочетании с назначением мочегонных средств.
При этом состояние больной быстро ухудшается, наступают серьезные нарушения в водно-электролитном балансе организма кормящей, проблемы в молочной железе не разрешаются, а напротив, только усугубляются. В таких ситуациях в более короткий промежуток времени развивается мастит, причем самых тяжелых проявлений.
Чем больше жидкости, лучше чай с молоком, кормящая принимает, тем меньше идет выработка молока.
В таких случаях чай с молоком играют роль хорошего мочегонного, и не более того. Потребление жидкости на всех этапах лактации должно соответствовать объемам физиологических потребностей женщины с учетом количества вырабатываемого молока. Главные критерии потребления жидкости: не допускать ощущения жажды и дополнительно потреблять жидкость после кормления грудью в объемах на 30—50% больше выведенного молока.
Категорически не должна применяться так широко рекомендуемая и в народе, и медицинскими работниками жуткая процедура тугого бинтования молочных желез. Этот своеобразный «испанский сапожок» для молочных желез есть верный путь к тяжелой форме молочной лихорадки (напомним: молочная лихорадка — это состояние запредельного повышения температуры тела до 40—41 °С, обусловленное резорбцией — обратным всасыванием — молока из молочной железы в сосудистое русло с последующим развитием гнойного лактационного мастита в кратчайший период, в течение 12—24 часов.
И это верная дорога к формированию тяжелейшей кистозной формы фиброаденоматоза с явлениями выраженной мастодинии в несколько отдаленной перспективе. Кроме того, тугое бинтование молочных желез негативно сказывается на их эстетических кондициях. После этой «процедуры» чаще развивается патологический мастоптоз (эстетически неприемлемое свисание железы), железы значительно теряют в объеме, формируются дегенеративно-дистрофические состояния.
Внешне это определяется одной жаргонной фразой хирургов: молочные железы типа «ушей спаниеля». После бинтования образуются неприятного вида растяжки кожи, она становится дряблой, трудно поддается воздействию косметических средств и процедур.
В последние годы частота возникновения послеродового мастита уменьшилась.
С. Трофимов
e-news.com.ua