Заложниками «АІСЕ Украина» и других подобных организаций могут оказаться не только ожидающие авто, но и те, кто его уже получил. Это подтверждает история, которую поведала Юлия Шевчук. «24 октября 2003 года мой отец и «АІСЕ Украина» заключили договор №68627, согласно которому компания обязалась предоставить услуги, направленные на покупку автомобиля ГАЗ. Стоимость машины в соответствии с договором составляла 39 тыс. 420 грн. ...
Правилами деятельности системы «Автоплан» предусмотрено, что первоочередное право на получение автомобиля предоставляется лицу, которое будет иметь наибольшее количество баллов. С целью получения машины отец уплатил сначала 9 тыс. грн., а затем еще 15 тыс. грн. Общая сумма выплат обществу составила 35 тыс. грн., и по результатам аукциона в мае 2004 года он получил право на автомобиль.
После аукциона марка и стоимость машины были изменены (это тоже предусмотрено Правилами системы «Автоплан». — «ДЕЛО»), и мой отец получил автомобиль ИЖ 2717-230 «Орбита» стоимостью 26 тыс. 60 грн. Однако компания считает, что он и дальше должен выплачивать деньги и ежемесячно выставляет счет на сумму более 1 тыс. грн.».
Выгодная арифметика
Если следовать логике «Автоплана», то автомобиль ГАЗ, указанный в договоре, на момент проведения аукциона стоил уже не 39 тыс. 420 грн., а 44 тыс. Приплюсовав к этой сумме стоимость административных затрат (0,35% в месяц + НДС) и страховые взносы за все семь лет, на которые заключен договор, компания вышла на сумму 62 тыс. грн., которую зафиксировала в качестве долга.
В данном случае переплата за полученную «Орбиту» составила 35 тыс. 940 грн. Но даже если бы клиент приобрел оговоренный договором автомобиль, он все равно заплатил бы на 57,3% больше, чем предполагал вначале. И это с учетом того, что машина была бы приобретена всего через полгода после заключения договора. Если бы ждать пришлось дольше, она бы обошлась куда дороже. Плюс еще 3% первоначального взноса и 3% оплаты за право на получение автомобиля. Совсем не мизерные проценты.
Неуязвимая «AICE-Украина»
В «АІСЕ-Украина» такой рост цен объясняют условиями производителей. «Для расчета ежемесячных клиентских взносов мы используем исключительно те цены на автомобили, которые устанавливают заводы-производители, — рассказывает президент компании Густаво Д. Томасини. — С этими предприятиями подписаны долгосрочные договора, в соответствии с которыми они ежемесячно предоставляет нам свои официальные прайсы. В офисах «АІСЕ» соответствующие документы выдаются по первому требованию. Утверждение, что эти цены выше рыночных, не отвечает действительности. Завод обязан предоставлять «АІСЕ» ту же цену на автомобили, что и официальным дилерам».
Не подтверждают в «АІСЕ-Украина» и тот факт, что при покупке более дешевой модели от клиента все равно требуют первоначальную сумму. «Отрицательная разница в ценах между автомобилем, указанным в контракте, и фактически полученным возвращается клиенту одним из двух способов. Во-первых, разница в цене может быть использована для покрытия определенного количества взносов, еще предстоящих клиенту — в обратном порядке, начиная с последнего, — говорит Густаво Д. Томасини. — Так клиент закончит выплату стоимости автомобиля раньше срока, предусмотренного графиком взносов. Кроме того, разница в цене, которая должна быть возвращена клиенту, может быть пропорционально распределена на все оставшиеся к оплате взносы, и, таким образом, клиент ежемесячно будет платить меньше».
Однако недовольные клиенты не верят президенту компании и пытаются защитить свои права. По словам Юлии Шевчук, в ближайшее время она планирует создать объединение граждан, целью которого была бы защита лиц, пострадавших от действий «Автоплана».
В статье 22 Правил сказано, что «любой спор, который вытекает из договора и который необходимо решать в судебном порядке, передается на рассмотрение суда города Киева по местонахождению фирмы». Там находится Шевченковский райсуд. За всю историю существования «АІСЕ Украина» не проиграла ни одного дела в этой инстанции.
Виктор Суслов председатель Госфинуслуг
Сегодня покупки в группах никем не регулируются. Еще в прошлом году Госфинуслуг разработала распоряжение «Об отнесении операций по администрированию приобретения в группах к финансовым услугам и утверждении Положения об осуществлении деятельности по администрированию приобретения в группах», а также лицензионные условия осуществления такой деятельности. Однако Минюст отказал в регистрации этих документов, ссылаясь на то, что покупки в группах не отнесены к финансовым услугам, предусмотренным законодательством.
В итоге сейчас на рынке работает более 20 организаций, предоставляющих такие услуги. Их общий объем обязательств перед клиентами, по нашим подсчетам, составляет около 2 млрд. грн. Причем купить в группе сегодня предлагают не только автомобиль, но и недвижимость. И если надзор за этими организациями не будет введен, не исключено, что рано или поздно часть этих компаний последуют за печально известной «Элита-центр».
Автор: Ирина СВЕТИКОВА
Газета «ДЕЛО»
e-news.com.ua