Умение просить прощения – очень важный для человека навык. Если речь, конечно, идет не о механическом «Прости меня, я больше так не буду», а об осознании своей вины и намерении больше так не поступать.
Обычно дети с трудом просят прощения, или категорически отказываясь это делать, или делая это через силу. И совсем уж плохой вариант, когда ребенок, попросив прощения за проступок, тут же повторяет свои действия. Родители, подозревая малыша в «злонамеренности», нередко наказывают кроху. И укрепляют в нем отвращение к необходимости просить прощения.
Почему ребенок не хочет просить прощения
Это особенность детской психики очень редко понимается родителями: дело в том, что дети очень редко понимают, что они поступили плохо, причинили кому-то боль, обидели. Еще сложнее им понять, что их действия могут привести к печальным результатам.
Например, старший брат обижает сестричку, отталкивая ее от качели. При этом она падает и, естественно, плачет. Как объяснить в такой ситуации ребенку, которому года четыре, что он поступает плохо?
Способность контролировать свои желания приходит к человеку вместе с развитием воли. Глупо ожидать от ребенка в возрасте 4-6 лет, что он будет соотносить свои желания с желаниями окружающих. И фраза «Катя хочет кататься на качели, уступи ей» для малыша по крайней мере странна. Он ведь тоже хочет! Почему он должен уступить в ущерб себе? Гораздо правильнее, с его точки зрения, добиться своего, оттолкнув сестренку. Она упала? Ударилась? Ну и что? Увы, способность сопереживать, чувствовать чужую боль, как свою и быть ответственным за нее тоже приходит с возрастом.
Как объяснить ребенку, что его поступок плох?
Нужно опираться на уже имеющийся у малыша опыт. Не стоит говорить «Катя из-за тебя упала и ей больно». Малышу трудно переживать чужую боль. Поставьте кроху на место обиженного. Скажите: «Если тебя толкнут, тебе же будет больно и обидно. Так же и Кате». Малыш поймет не сразу, но это и есть воспитание.
Ребенок должен осознать свою вину
У детей очень быстрая память – совершив не очень хороший ( сточки зоения взрослого) поступок, малыш тут же забывает об этом. И необходимость не только «отлистать» события назад, но и проанализировать их, осознать свою неправоту кажется ему занятием не стоящим внимания. Вот именно поэтому нужно поймать ребенка, выдернуть его из пыла игры и в подробностях объяснить ему, в чем именно он неправ. Повторимся: использую методику переноса чужих переживаний на личность ребенка.
Никогда не говорите ребенку просить прощения, если он не понимает, а тем более – не знает, за что именно.