Несмотря на то что, по мнению производителей, емкость столичного рынка лакокрасочных материалов за последний год не выросла, ритейлоры констатируют увеличение продаж этой продукции на 15–20%. Разницу в оценках эксперты связывают с перераспределением каналов дистрибуции этой продукции: на фоне снижения продаж в оптовом сегменте выросла доля реализации лакокрасочных материалов через розничные сети.
Как заявил генеральный директор ЗАО «Лакма» Александр Новиков, в 2005 г. объем столичного рынка лакокрасочной продукции не увеличился. По его мнению, всему виной снижение темпов роста промышленности, а также инвестиционной активности в самом Киеве, где в прошлом году наблюдалась тенденция к уменьшению строительных работ в сравнении с 2004 г. А ведь именно на профессиональный сегмент потребителей, основу которого составляет стройкомплекс, всегда приходилось около 75% продаж лакокрасочных материалов. «Поскольку лаки и краски являются продукцией финишного потребления для всех отраслей, общая ситуация в экономике страны и города не замедлила сказаться как на объемах ее производства, так и потребления», — констатирует г-н Новиков.
То, что рынок в целом перестал расти, подтверждает и коммерческий директор ЗАО «Химрезерв» Игорь Болдырев. Но он отмечает, что на фоне некоторого сокращения оптовых продаж в прошлом году наметилась тенденция их роста в розничном сегменте, что связано с увеличением спроса со стороны населения. «Через сети строймаркетов ныне реализуется около 30% всей лакокрасочной продукции в столице, и в дальнейшем этот показатель будет расти», — считает он. Это подтверждают и сами ритейлоры. К примеру, в сети «Эпицентр» сообщают, что продажи лакокрасочных материалов увеличились у них в прошлом году на 15–20%. Схожие цифры называют и в «Новой линии», представитель которой сообщил, что для некоторых производителей попадание на полку супермаркета становится вопросом присутствия на киевском рынке вообще. «Ранее «Лакма» в этом регионе была безусловным лидером. Но сейчас ее стали теснить другие производители, такие как столичный «Композит» и днепродзержинский «ЗИП», занявшие за последние год-полтора приличные доли рынка, в первую очередь, благодаря активному продвижению через супермаркеты», — говорит он.
Ритейлоры утверждают, что сейчас за полки супермаркетов идет настоящая борьба. А поскольку всем желающим места не хватает, наблюдается постоянная ротация поставщиков. «К примеру, в прошлом году мы сократили до минимума сотрудничество с коростенским «Янтарем», выпускающим качественную продукцию, но не сумевшим себя «правильно предложить» ритейлу. Сейчас мы распродали последнюю партию их товара и уже не работаем с этим предприятием. То же касается и столичного «Химрезерва»: ранее с ним сотрудничали по эмалям, которые считаются одними из самых дешевых в своей категории, но в настоящее время сузили продажи до растворителей, имеющих достаточно высокое качество», — сообщил представитель «Новой линии». Схожая ситуация наблюдается и в других крупных сетях — «Эпицентре» и «Олди», которые пересекаются между собой по лакокрасочному ассортименту приблизительно на 80%. Это не замедлило сказаться на рыночных позициях производителей. Так, по данным черкасского НИИТЭХИМ, по предварительным итогам 2005 г., «Лакма» и «Химрезерв» снизили объемы производства в сравнении с 2004 г. на 1 тыс. т — до 7 тыс. т в год и на 0,9 тыс. т — до 6 тыс. т в год соответственно.
Правда, торговцы считают, что в будущем ситуация может измениться, и вытесненным сегодня с полок производителям по силам восстановить свои позиции. В случае с «Химрезервом» такая возможность, скорее всего, представится уже в ближайшем будущем. Как уже писал источник, в середине этого года ЗАО планирует окончательно оформить создание СП вместе с крупнейшим в Европе лакокрасочным концерном Akzo Nobel. Можно ожидать и активизации на столичном рынке местной компании «Краски Колорит» (ранее называлась «Интер-люкс»), которую в 2004 г. приобрела финская Tikkurila. Как говорят в «Новой линии», после неудачи с паркетными лаками там сконцентрировались на расширении производства вододисперсионных красок. Эксперты же добавляют, что на киевском рынке присутствуют и компании, для которых вопрос попадания на полки строймаркетов не стоит остро. Среди них можно назвать столичное ООО «Сплав МВ», специализирующееся на изготовлении лакокрасочной продукции для деревообрабатывающей и мебельной промышленности, и компанию «БНС-фарба» (соучредитель — немецкая «Вегшайдер Фарбен ГмбХ&КоКГ»), поставляющую краску для машиностроительного комплекса. Директор по продажам последней Анна Нестеренко пояснила, что они работают преимущественно с корпоративными клиентами, поэтому продажи через сети супермаркетов не являются для них первоочередной задачей.
Инф. Деловая столица