Экстремальные условия неотложной хирургии и анестезиологии характеризуются рядом общих черт.
Главная среди них — острый дефицит времени, необходимого для всесторонней оценки возникающих проблем и оптимального их решения.
Именно недостаточно глубокий предоперационный объем исследований и связанная с этим невозможность всесторонней оценки важнейших функций организма приводят к повышенной летальности в ургентной группе по сравнению с больными, оперируемыми в плановом порядке.
Обычное для срочных обстоятельств чувство тревоги, страха, мрачного предчувствия охватывает не только больного, но и окружающих. Поэтому от медицинского персонала требуются, наряду с умением и организованностью, большие такт и сила воли, чтобы преодолеть неблагоприятные влияния психоэмоционального фактора.
Предметом особых забот в неотложной анестезиологии является проблема «полного желудка». К задержке эвакуации из желудка приводят травма, боль, шок, расстройства сознания, двигательное возбуждение, а также введение наркотических и седативных средств. Способствует желудочному застою сопутствующая патология — диабет, ожирение, стеноз пилорического отдела желудка и др.
Однако следует помнить, что ни одно из указанных в этом разделе средств не оказывает абсолютного защитного эффекта. Поэтому надо быть постоянно готовым к развитию рвоты, регургитации и аспирации желудочного содержимого на любом этапе лечения больного с политравмой.
Типичную проблему для ургентной анестезиологии представляет осложненный фон, на котором приходится оценивать состояние функциональных систем у только что доставленного больного. Этот фон создают предварительное введение седативных средств, алкогольное опьянение, развитие того или иного осложнения, сопутствующая патология и пр.
Существенное влияние на деятельность анестезиолога в ургентной обстановке оказывает такая универсальная патология у пострадавших с травмой, как гипоксия. Причинами гипоксического состояния чаще всего выступают повреждения лица, верхних дыхательных путей, повреждения груди, аспирация в просвет дыхательных путей, шок, гиповолемия, черепно-мозговая травма. В связи с этим анестезиолог обязан прекрасно знать теорию и владеть всеми практическими навыками. К проблеме гипоксии примыкает другая — гемодинамическая нестабильность,— неизбежная для случаев тяжелых и сочетанных травм и ранений.
Проведение анестезиологического пособия в срочной обстановке неразрывно слито с программой активных реанимационных действий и требует ряда непременных организационных условий. В частности, необходимо стандартное оборудование: аппарат наркозный, для ИВЛ, оксигенации, аспирации, мониторного контроля; набор для интубации трахеи; системы и среды для инфузионно-трансфузионной терапии; подогреватель инфузионных сред; электротермометр и одеяло; шприцы; дефибриллятор; карта анестезии и реанимации.
Оценка состояния больного в ургентной обстановке всегда сложна и ответственна; она требует предельной собранности и строгой методической последовательности. Первоначальным оценке и контролю подлежат дыхательные пути, чтобы немедленно восстановить их проходимость. Эти мероприятия должны осуществляться осторожно, с учетом возможного повреждения позвоночника в шейном отделе.
На следующем этапе необходимо восстановить адекватное дыхание (оксигенация, ИВЛ), стабилизировать гемодинамику, ликвидировать аритмию. В дальнейшем решают другие проблемы: оценка и принятие мер, связанных с сопутствующей патологией, непрерывное наблюдение, регистрация основных функциональных параметров.
С первых этапов оказания помощи анестезиолог должен получить четкое представление о. масштабах, характере трав-мы и вызванных ею морфофункциональных нарушениях. Наряду с общими сведениями выясняют аллергологический фон (анамнез), осложнения, когда-либо возникавшие в ответ на введение лекарств, дачу анестетиков, проводившиеся гемотрансфузии.
Необходимо как можно полнее выяснить дозы, сроки и пути введения решительно всех лекарственных препаратов, применявшихся на догоспитальном этапе, количество принятого алкоголя. По возможности выясняют переносимость наркотических средств самим больным и его родственниками. Имеют значение сведения о времени и характере последнего приема пищи, выпитой жидкости.
После возможно глубокой оценки больного анестезиолог приступает к решению задач, непосредственно направленных на максимальную оптимизацию условий проведения наркоза. Успешная стабилизация жизненных функций заметно снижает частоту послеоперационных осложнений и в целом летальность.
Премедикация при остром дефиците времени часто сокращена или заменяется введением уменьшенных доз атропина (0,3—0,5 мг) в связи с тяжестью общего состояния больного. При сохраненном сознании больной нуждается в психологической поддержке.