Учение Эппингера и Гесса, встреченное вначале с большим интересом, в настоящее время не критикуется только ленивыми. Причины для разочарования оказались, впрочем, весьма серьезными. Выяснилось прежде всего, что основная идея о прямом физиологическом антагонизме симпатической и парасимпатической нервных систем слишком схематична и не соответствует действительности.
С другой стороны, фармакодинамическое исследование состояния вегетативной нервной системы, даже пополненное применением целого ряда новых веществ и при разнообразных вариациях самой методики исследования (Даниелопуло), не могло подтвердить закономерность возникающих при этом явлений, специфичность так называемых «тестов».
Оказалось, что различные пробы могут дать нередко не однородные результаты, а так называемую смешанную реакцию, когда одно и то же вещество вызывает ряд явлений частью ваго-, частью симпатикотонического характера. Одновременно описан целый ряд парадоксальных реакций, когда, например, на введение адреналина больной отвечает обильным отделением пота, когда на введение пилокарпина, атропина и адреналина один и тот же больной реагирует неизменно учащением сердцебиения и повышением кровяного давления, когда применение адреналина у нормальных людей вызывает в одних случаях ускорение пульса, в других — замедление, в третьих — не оказывает в обычной дозе никакого эффекта и т. д.
Такого рода факты привели, например, Корды к заключению, что гармоническое сочетание тестов у одного и того же субъекта является скорее исключением, чем правилом. Мы не будем вдаваться в дальнейшие детали этой стороны вопроса. Читатель найдет их в работах Медведевой, Эпштейна, Терновского и Могильницкого и др.
e-news.com.ua