У больных с объемным процессом в области шеи рентгенологические и лабораторные методы дополнительного обследования должны использоваться по индивидуальным показаниям.
Обычно у взрослых с безболезненным объемным образованием в надключичной области достаточно бывает провести рентгенографию грудной клетки.
Выявить патологическое образование в носоглотке помогает рентгенограмма мягких тканей носоглотки в боковой проекции или ксерорентгенограммы носоглотки.
Тем не менее пока нет исследования, которое могло бы заменить квалифицированный осмотр носоглотки с помощью зеркала или прямым методом.
При патологии верхних или задних шейных лимфатических узлов может оказаться полезным рентгенологическое исследование параназальных костных пазух, особенно в случаях, сопровождающихся затруднением носового дыхания, болями или носовыми кровотечениями.
При патологии щитовидной железы могут быть показаны изотопные исследования, но они не заменяют внимательной пальпации щитовидной железы, более того, если при пальпации щитовидной железы патология не обнаружена, то наличие «холодного» очага на сканограмме щитовидной железы не является надежным доказательством патологии щитовидной железы и далеко не всегда имеет отношение к объемному образованию в области шеи.
Ларингография, сиалография, политомография, компьютерная томография являются лишь дополнительными методами исследования, которые помогают выяснить распространение уже установленного заболевания, но не выявляют скрытое заболевание.
Селективная ангиография и дигитальная субтракционная ангиография могут помочь подтвердить наличие сосудистой опухоли, например, параганглиомы средного уха или опухоли каротидных телец, а также определить их распространение.
Рентгенография шеи с глотком бария является полезным исследованием, но не обладает преимуществами по сравнению с эндоскопическим исследованием. Серийные снимки верхних отделов желудочно-кишечного тракта, ирригоскопия, внутривенная пиелография, компьютерная томография органов брюшной полости, маммография могут оказаться необходимыми для больных с объемными образованиями в области шеи, особенно если они расположены над ключицей, но, как правило, потребность в них возникает только после того, как проведено гистологическое исследование объемного образования.
Даже если результаты одного, из перечисленных выше исследований оказываются положительными, это не всегда позволяет отвергнуть наличие второго первичного очага в области головы и шеи.
В некоторых случаях, когда анамнез и данные клинического исследования позволяют заподозрить гематологическую патологию, показан клинический анализ крови, мазок крови и проба на гетерофильные антитела.
У больных с лимфомой Беркитта, лейкозом, а также раком носоглотки полезно провести пробу на определение титра антител вируса Эпштейна — Барр, но, как правило, это следует делать только после гистологического исследования. По мере прогрессирования заболевания титр антител обычно увеличивается.
После подробного сбора анамнеза, амбулаторного осмотра больного и необходимых рентгенологических исследований, если причина объемного образования не найдена, проводят эндоскопическое исследование. Каждому больному с объемным образованием в области шеи, если высока вероятность первичной опухоли верхних отделов дыхательного или пищеварительного трактов, необходимо провести панэндоскопию (ларингоскопия,, бронхоскопия, назофарингоскопия, эзофагоскопия).
Хотя тактика выборочной биопсии слизистой глотки у больных с объемными образованиями шеи не получила всеобщего распространения при обнаружении любого подозрительного участка в дыхательных и пищеварительных путях почти всегда необходима биопсия.
При бронхоскопии проводят смывы для цитологического исследования и иногда, посев полученных клеток. Перед проведением любой открытой биопсии, как правило, необходимо провести панэндоскопию.
При эндоскопии нередко удается обнаружить первичную опухоль, провести ее биопсию, избежав таким образом, открытой хирургической биопсии. Как указывалось выше, открытая хирургическая биопсия на шее может сопровождаться опухолевым обсеменением соседних тканей, рубцовым смещением структур шеи, затрудняющим последующую операцию, увеличением вероятности ятрогенных осложнений и летальности.
Если больному первичным плоскоклеточным раком в области головы и шеи, метастазировавшим в шейные лимфатические узлы, провести до начала радикального лечения биопсию шейного лимфатического узла, то у него значительно увеличивается вероятность местного рецидива опухоли, отдаленных метастазов и раневой инфекции.
Даже найдя первичный источник опухоли, вызвавший объемное образование на шее, необходимо искать и другие опухоли дыхательных и пищеварительных путей, поскольку частота синхронных опухолей дыхательного и пищеварительного трактов составляет 9—11%.
Если объемное образование в области шеи не является инфекционным или врожденным и скорее имеет опухолевую природу, то с использованием указанного выше систематическото последовательного подхода удается выявить первичную опухоль у 85% больных.
У 5—10% взрослых больных с верифицированным злокачественным образованием на шее первичный очаг не удается найти; среди первичных злокачественных очагов 90% составляет плоскоклеточный рак, среди них в 1/3 случаев аналогичные опухоли обнаруживаются впоследствии в области головы, шеи или грудной клетки.
e-news.com.ua