Одно обследование американских пьяниц показало, что 18% имеют по крайней мере одну проблему из-за своего пристрастия.
Они же в какой-то период жизни пили помногу, т.е. почти каждый день и не реже раза в неделю выпивали не менее шести порций спиртного.
Половина тяжелых пьяниц (9%) оказались в силах бросить пьянство и несколько лет не пить и не иметь больше проблем с алкоголем.
Следует ли этих оставивших тяжелое пьянство людей, которые потом перешли к нормальному потреблению спиртного, считать алкоголиками? Отчасти это зависит от определения, но, кроме того, от почти религиозного представления о том, чем является и чем не является алкоголизм.
Пьяницы и алкоголики
Никто не ставит под сомнение, что многие люди, время от времени испытывающие незначительные проблемы со спиртным, способны контролировать свое пьянство. Алкоголик, просто по определению, — это человек, имеющий серьезные проблемы со спиртным, который не может контролировать свое пьянство. Но подробнее об этом ниже.
Вот некоторые комментарии к проблемам, испытываемым пьяницами, не являющимися алкоголиками.
Нельзя сказать, что неалкоголики не думают о выпивке. Бытовые пьяницы, как их порой называют, способны отлично контролировать свое потребление спиртного, но при этом вожделенно мечтают о предобеденном аперитиве (и огорчаются, оставшись без него).
Они с нетерпением ждут кануна Нового года, когда допустимо «напиться и позабавиться». Многие студенты предвкушают «выступление по пиву» после окончания трудных экзаменов. В большинстве слоев общества считается приличным и правильным употреблять спиртное (часто не ограничиваясь только одной порцией) в честь празднования свадеб, дней рождения, годовщин и встреч старых друзей. Вот что написал Джордж Сименон об отношении к выпивке в США (и он говорил не только об алкоголиках).
...[Американцы] почти постоянно живут под обаянием спиртного, будь то часы, отведенные для выпивки, или остальное время дня, когда человек ожидает возможности выпить почти с таким же нетерпением, как наркоман ждет возможности уколоться... тому, кто никогда не относился к спиртному таким образом, трудно понять стиль американской жизни.
Не то чтобы все они пили, в том смысле, в котором употребляла это слово моя мама, но просто это непременный компонент частной и публичной жизни. Можно утверждать, что это стержень национального фольклора, и это утверждение доказывается изобилием относящихся к выпивке более или менее непереводимых выражений, зачастую на слэнге...
Вся жизнь окрашена этим. Нью-Йорк, к примеру, просто создан, чтобы его все видели именно в этом состоянии, и тогда он превращается в неповторимый и, как ни странно это звучит, дружелюбный Нью-Йорк.
Толпа перестает быть безликой и безымянной, бары уже не заурядные, плохо освещенные забегаловки, таксисты больше не кажутся нытиками или хищными хамами. И то же самое верно относительно всех крупных городов Америки. Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Бостон... От одного конца страны до другого существует масонское братство алкоголиков...
Описание Сименона, пожалуй, лучше подходит для Америки 1920-х и 1950-х гг. (когда он это писал), чем для 1990-х. За последние тридцать лет отношение к выпивке изменилось и пьянство стало менее приемлемым.
Тем не менее в американских городах по-прежнему баров больше, чем церквей (и даже больше, чем гастрономов), и это несмотря на грозящее каждому наказание, кто отважится выехать на шоссе всего лишь после двух порций спиртного (в ряде штатов предельное допустимое содержание алкоголя в крови понижено до 0,08%, чего некоторые достигают после двух порций выпивки).
Спортивные болельщики также пристрастны к пиву, хотя теперь это бывает и безалкогольное пиво. Многие американцы в некоторой степени все еще одержимы алкоголем, хотя их и нельзя назвать алкоголиками.
Не являющийся алкоголиком пьяница также часто лжет самому себе или по меньшей мере своему врачу.
Врачи уверены, что любители горячительных напитков в ответ на вопрос занижают оценки выпиваемого спиртного, хотя речь идет всего лишь о борьбе с ожирением или о предотвращении болезней. Даже умеренно пьющие люди в глубине души опасаются, что не так уж они и умеренны и что могут сорваться в серьезное пьянство, но при этом они до последней возможности стараются сохранить выпивку за собой и поэтому занижают объем потребления.
Испытывает ли чувство вины умеренно пьющий человек, у которого порой случаются проблемы из-за спиртного?
Сименон пишет: «В Соединенных Штатах я узнал, что такое стыд. Потому что они пристыжены. Каждый испытывает чувство стыда. И мне было стыдно, как всем остальным». Это чувство известно каждому выпивающему человеку, которому случилось быть оштрафованным за управление автомобилем в пьяном виде только потому, что он подряд выпил три или четыре порции спиртного (может быть, он никогда прежде не выпивал столько за один раз).
Это чувство известно каждому, кто пережил состояние похмелья. Романист Кингсли Эмис утверждал, что у похмелья есть два аспекта: физическое и метафизическое. Он считал, что метафизическая сторона дела (чувство стыда) намного тяжелее, чем тошнота и головная боль.
Более трети американских мужчин среднего класса до достижения двадцатилетнего возраста хотя бы раз столкнулись с потерей памяти вследствие выпивки. Говорят, что пьяные провалы в памяти — надежный признак того, что молодой человек обречен со временем стать алкоголиком.
Было доказано, что это неверно. Большинство тех, кто испытал один или даже несколько случаев потери памяти, не становятся алкоголиками. С другой стороны, с алкоголиками такое происходит часто, особенно с возрастом.
Некоторых даже одна-единственная доза спиртного вгоняет в депрессию. А после нескольких порций они впадают в глубокую депрессию, особенно наутро. Это явление называют алкогольной подавленностью, или дисфорией, и ей подвержено явное меньшинство населения.
Это люди, которые вообще не употребляют спиртного. Для них это занятие абсолютно лишено смысла.
Кстати, алкогольная дисфория чаще всего встречается у людей, склонных к подавленности и на трезвую голову. Люди с маниакально-депрессивным синдромом, к примеру, обычно пьют меньше в состоянии депрессии, может потому, что в этом состоянии спиртное теряет для них привлекательность, а может, из-за того, что даже совсем малые дозы усугубляют депрессию, особенно утреннюю.
Медицинские последствия спиртного
Что касается медицинских последствий спиртного, даже незначительные дозы алкоголя вызывают у некоторых изжогу или понос, а если человек уже страдает от язвы желудка или двенадцатиперстной кишки, то обострение ему гарантировано.
Пьющих людей, заполучивших определенный тип цирроза печени, часто называют алкоголиками, хотя по этому вопросу существуют разногласия. Некоторые исследования сообщают о случаях цирроза у людей, которые упорно твердят, что они пьют очень умеренно. Рожденный невеселым опытом скептицизм врачей к рассказам пьянчуг о себе может иметь следствием то, что часть умеренно пьющих будет отнесена к группе алкоголиков.
Панкреатит вполне возможен у тех, кто пьет намного меньше, чем типичный алкоголик.
Некоторые специалисты считают, что регулярное потребление даже умеренных доз алкоголя способно вызвать необратимые нарушения мозговых функций. Но большинство специалистов сходятся на том, что те, кто ограничивается одной-двумя порциями спиртного в день, скорее всего, могут не опасаться мозговых нарушений.
Умеренные выпивохи, перебравшие по какому-нибудь поводу, подвержены ослаблению половой потенции, как и настоящие алкоголики.
Есть свидетельства того, что умеренное потребление алкоголя может способствовать развитию рака груди или рака прямой и толстой кишки, однако, чтобы говорить об этом определенно, нужны дополнительные доказательства.
Даже мало пьющие люди часто верят, что одна-две порции спиртного на ночь могут подорвать их работоспособность на другой день, или обеспечат утреннюю головную боль (скорее всего, так и бывает), или вызовут наутро желание не выходить на работу хотя бы до обеденного перерыва. Может быть, это всего лишь игра воображения, но многие искренне верят в это.
Наконец, у некоторых умеренное потребление алкоголя сопровождается бытовыми проблемами. Некоторые мужчины после двух-трех порций спиртного бывают грубы и жестоки с женами и детьми, хотя на трезвую голову для них это невозможно.
Двух-трех порций как раз достаточно, чтобы обрести мужество для ограбления магазинчика. Две-три порции могут вызвать нежелательные эффекты при взаимодействии с предписанными врачом транквилизаторами или снотворными или самодеятельно принимаемыми лекарствами от простуды.
Под действием такого сочетания человек может допустить ошибки в управлении автомобилем или совершить неверный поступок, хотя при отсутствии любого из ингредиентов никаких дурных последствий не было бы.
e-news.com.ua