COVID-19 уже вызвал катастрофические социальные, экономические и медицинские последствия для общественного здравоохранения, в результате чего было зарегистрировано более 107 миллионов случаев заболевания и 2,3 миллиона смертей. Хотя эта пандемия еще далека от завершения, теперь у нас есть инструменты, чтобы положить ей конец, и сейчас идет самое крупное и быстрое глобальное развертывание вакцин. Однако более вирулентные и смертоносные коронавирусы ждут своего часа. Таким образом, мир нуждается в универсальной коронавирусной вакцине.
Скорость, с которой были разработаны и доступны безопасные и эффективные вакцины против COVID-19, беспрецедентна и занимает менее года. Однако если мы столкнемся с более вирулентным штаммом с более высоким уровнем смертности, чем тяжелый коронавирус острого респираторного синдрома 2 (SARS-CoV-2), то даже этих быстрых временных рамок может оказаться недостаточно, чтобы предотвратить смертность в масштабах пандемии гриппа 1918 года, унесшей жизни более 50 миллионов человек. Кроме того, существует постоянный риск того, что вирус мутирует таким образом, что существующие вакцины COVID-19 станут менее эффективными, как мы уже видели для варианта B. 1.351, впервые выявленного в Южной Африке, – или даже неэффективными.
Как и в случае с гриппом, аргументы в пользу вакцины, которая защищает всех людей от всех форм коронавируса, очень сильны. SARS-CoV-2 принадлежит к разнообразной группе вирусов, тысячи из которых способны заразить широкий спектр животных, от летучих мышей и ящеров до свиней и норок. Торс-ков-1, возникший в 2002 году, имел 10% летальности; коронавирус ближневосточного респираторного синдрома (БВРС-КоВ) в 2012 году был 34% летальным исходом.
Растет вероятность того, что другие коронавирусы могут перейти в другие виды и вызвать новые пандемии. Причин тому множество. Животные, которых заражают вирусы, – это те, с которыми люди регулярно вступают в контакт. Современные методы ведения сельского хозяйства, эволюция вирусов и безжалостное вторжение человека в природную среду означают, что возрастает риск встречи людей с ранее изолированными популяциями животных, которые содержат новые штаммы с пандемическим потенциалом. С миграцией людей, ростом населения, урбанизацией, быстрыми глобальными путешествиями и изменением климата, ускоряющими распространение, никогда еще не было так легко для вспышек превращаться в эпидемии и перерастать в пандемии.
В то же время, недавняя конвергенция технологических достижений в биомедицинских, вычислительных и инженерных науках открыла новую эру в открытии антигенов и вакцин. Высокопроизводительные суперкомпьютеры и машинное обучение в сочетании со структурным моделированием могут значительно ускорить идентификацию общих антигенных мишеней, общих для всех коронавирусов. Базы данных генетических последовательностей животных изолятов коронавирусов могут быть использованы для моделирования эволюционного возникновения вирусов. Продолжающиеся усилия по расшифровке принципов иммунитета в стареющих популяциях могут повысить эффективность вакцин для тех, кто наиболее уязвим. В совокупности исследования в настоящее время показывают, что разработка универсальной коронавирусной вакцины является научно обоснованной.
Ничего подобного не произойдет до тех пор, пока все заинтересованные стороны-правительства, промышленность, научные круги и неправительственные организации – не признают это глобальным приоритетом общественного здравоохранения. Это не значит, что это будет легко, и может потребоваться поэтапный подход от COVID-19 к панкоронавирусу и универсальным коронавирусным вакцинам. SARS-CoV-2 быстро адаптируется к человеку, а другие новые коронавирусы мутируют, рекомбинируются и размножаются у летучих мышей и других видов животных, позиционируя себя как прыгающие виды когда-нибудь в будущем. Если мы решим подождать появления следующего коронавируса, то может быть уже слишком поздно, как это было с COVID-19. Создание инструментов для предотвращения следующей пандемии коронавируса находится в наших силах и должно рассматриваться как глобальный приоритет здравоохранения. Материалами на данную тему поделилось издание Science.