Идея обособленных, специфически терморегулирующих центров, столь выдвигаемая в последнее время, не нова. Еще в 1884 г. Франсуа Франк писал по этому поводу:
«Признать, что симпатическая нервная система, с одной стороны, принимает весьма активное участие в процессах питания, от которых зависит продукция тепла, с другой — в явлениях кровообращения и секреции на периферии, регулирующих отдачу тепла, — все еще ни в каком случае не значит согласиться с тем, что имеются тепловые и холодовые специфические нервы, выходящие из определенных областей нервных центров. Дело идет здесь о разнообразных нервных влияниях, сосудистых, секреторных, двигательных и других, выражающихся, между прочим, и в изменениях температуры. Из того, что повреждение той или иной области мозга может иметь своим последствием часто противоположные изменения температуры, не следует, что в одном случае были раздражаемы, в другом — разрушены области центральной термической регуляции. Изменения температуры объясняются самыми разнообразными функциональными расстройствами, без того, чтобы имело место участие в этих изменениях возбуждение или угнетение функций абсолютно гипотетических температурных центров».
К этой точке зрения, как мне кажется, нельзя не присоединиться. Она представляется мне правильной не только в отношении центров терморегуляции, но и противоположения, которое делается теперь между тепловыми — симпатическими и Холодовыми—парасимпатическими нервами. Последовательное противопоставление физиологического действия симпатической и парасимпатической нервной системы, предполагающее всюду противоположное, антагонистическое их влияние на течение физиологических процессов, представляется мне также одним из многочисленных примеров частых в настоящее время попыток к преждевременным обобщениям и схематического мышления.
e-news.com.ua