Занятия спортом спустя четыре часа после заучивания новой информации помогают этой информации надолго остаться в памяти, выяснили ученые. Как еще можно улучшить запоминание новых данных
Июнь — традиционное время сдачи школьных и университетских экзаменов. И если пора ЕГЭ уже заканчивается, то вот для студентов сессия все еще в самом разгаре. Помимо традиционной подготовки к экзаменам, предприимчивые студенты прибегают и к другим способам заставить знания задержаться в памяти: некоторые пытаются стимулировать мозговую деятельность медицинскими препаратами (о том, стоит ли это делать, отдел науки уже рассказывал), кто-то прибегает к народным приметам, например, кладет учебник под подушку или высовывается в полночь в форточку и кричит: «Халява, приди!», размахивая зачеткой.
Теперь студенты могут воспользоваться еще одним способом заставить знания закрепиться в памяти — исследование об этом было опубликовано в последнем номере журнала Current Biology. Исследовательская группа, возглавляемая Ээлко ван Донгеном из Университета Неймегена им. святого Радбода Утрехтского (Нидерланды), выяснила, что
занятия спортом спустя четыре часа после запоминания новой информации помогают усвоить ее гораздо лучше.
В исследовании приняли участие 72 человека. Им были продемонстрированы 90 картинок, на которых были изображены разные предметы. Испытуемые за 40 минут должны были запомнить, где именно на каждой картинке располагались предметы. После этого людей разделили на три группы: члены первой группы сразу после запоминания картинок в течение 35 минут занимались на велотренажере, а затем на протяжении трех часов смотрели документальные фильмы о природе. Вторая группа сначала смотрела фильмы, а к спортивным упражнениям приступала спустя четыре часа после запоминания картинок. Членам третьей группы не удалось ни кино посмотреть, ни на велотренажере поездить — сразу после запоминания картинок ученые отпустили их домой.
Через 48 часов после опыта всех людей собрали еще раз — теперь им предстояло продемонстрировать, какая часть полученной информации сохранилась в их памяти (в это время ученые исследовали активность мозга испытуемых при помощи магнитно-резонансной томографии).
Результаты работы показали, что люди, занимавшиеся спортом сразу после умственной нагрузки, и те, кто вообще не подходил к велотренажеру, запомнили примерно одинаковое количество картинок.
А вот те, кто ездил на велосипеде спустя четыре часа после запоминания изображений, продемонстрировали значительно более высокие показатели.
Кроме того, работа мозга испытуемых из разных групп также отличалась: когда те, кто подвергал свой организм физической нагрузке через четыре часа после нагрузки умственной, верно определяли расположение предмета на картинке, определенные области гиппокампа у них возбуждались сильнее, чем у прочих испытуемых.
Пока ученые точно не могут объяснить причины благоприятного воздействия «отложенного» спорта на формирование долговременной памяти, но полагают, что это может быть связано с увеличением концентрации катехоламинов в организме человека после занятий спортом. Катехоламины — это активные вещества, которые выполняют роль «посредников» во взаимодействиях между клетками. К ним относятся, например, такие нейромедиаторы, как адреналин, норадреналин или дофамин. Содержание катехоламинов в крови возрастает при физической нагрузке.
Авторы исследования полагают, что рост концентрации этих веществ и может способствовать процессам консолидации памяти — «переводу» кратковременных воспоминаний в долговременные.
Однако закреплять новую информацию в памяти можно не только путем похода в спортзал спустя четыре часа после занятий. Недавно ученые выяснили: если человек повторяет вслух только что выученную информацию, это помогает сразу же «отправить» данные в долговременную память и сохранить ее там на длительное время.
В ходе эксперимента добровольцам показывали 26 коротких видеозаписей, каждая из которых рассказывала небольшую историю и была насыщена деталями.
В 20 случаях после просмотра записи участникам опыта давалось 40 секунд на то, чтобы вслух или про себя повторить содержание видео.
Через две недели участников опыта попросили пересказать содержание просмотренных записей как можно подробнее. Выяснилось, что люди, которые рассказывали вслух содержание видео после просмотра, смогли вспомнить гораздо больше деталей, чем те, кто не пересказывал историю. Анализ работы головного мозга участников опыта подтвердил: процесс проговаривания информации вслух заставляет активно работать кору задней части поясной извилины головного мозга — ту область, которая
отвечает в том числе и за формирование долговременной памяти.
Если же у вас нет времени ни на занятия спортом, ни на проговаривание вслух содержания учебника, можно пойти еще по одному пути: лечь спать. Весной ученые из Калифорнийского университета опубликовали статью, в которой говорилось: во время сна в коре головного мозга происходят медленные колебания электрической активности, а в гиппокампе — области мозга, отвечающей за процессы обучения и формирования памяти, — быстрые колебания. При этом медленные колебания влияют на быстрые, а те, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на колебания в коре мозга.
Именно в результате взаимодействия «кора — гиппокамп» кратковременные воспоминания превращаются в долговременные, а в ходе обратной реакции «гиппокамп — кора» происходит повторное возбуждение нейронов и «закрепление» воспоминаний.
e-news.com.ua