• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Нововведения Минтранссвязи приостановлены

    Опубликовано: 2006-03-23 10:05:00

    Почти полгода спустя после принятия Министерством транспорта и связи Украины приказов №540 и №588, в течение которых ряд государственных институтов и потребителей услуг «Укрзализныци» выражал обоснованный протест по поводу нововведения и требовал необходимых корректив, Государственный комитет Украины по вопросам политики и предпринимательства частично приостановил их действие.

    На днях Госкомпредпринимательства приостановил действие изменений в правилах перевозки грузов по железной дороге, касающихся передачи предприятиям функций по их охране, которые были введены приказами Минтранссвязи и Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины «Укрзализныця» №540 и №588. А именно: согласно распоряжению Госкомпредпринимательства, с 25 февраля 2006 года действие позиций 57, 59, 61, 63 приказа № 588 от 27 сентября 2005 года приостановлено. Основанием для временной отмены данных положений приказа стало их несоответствие принципам государственной регуляторной политики, определенным ст.4 Закона «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», требованиям ст.14 Закона «О транспорте» и п.6 Постановления Кабинета Министров №2029 от 26 декабря 2003 года «Об утверждении программы по борьбе с правонарушениями на транспорте на 2004-2006 гг». Кроме того, с 28 февраля нынешнего года приостановлено действие ряда положений приказа №540 от 12 сентября 2005 года, поскольку они также не соответствуют принципам государственной регуляторной политики и не согласуются с требованиями приказа №588.

    Как сообщалось, суть приказов №588 и №540, в основном, сводится к тому, что отвечать за охрану грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, должны сами потребители. При этом положения этих нормативных актов существенно меняют правила перевозки грузов железнодорожным транспортом в целом, предусматривая и усложнение процесса планирования перевозок, и привлечение дополнительного количества подвижного состава, и более громоздкую процедуру оформления документов. Сразу же после принятия этих документов эксперты констатировали, что такого рода новшества в правилах перевозки грузов «направлены на снижение ответственности железной дороги, в том числе материальной, и принуждение пользователей себе в убыток бесплатно выполнять определенные работы». Кроме того, эксперты прогнозировали, что новые правила «негативно отразятся на стабильности работы метпредприятий, а качество услуг, предоставляемых им железной дорогой, значительно ухудшится». И, наконец, они пришли к выводу, что нововведения Минтранссвязи в принципе «нарушают нормы транспортного и антимонопольного законодательства, Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины и других нормативных актов».

    Вполне естественно, что весь этот комплекс обновленных правил никак не порадовал потребителей. На них сразу же отреагировали ПХО «Металлургпром» и Комитет Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства однозначным требованием — отменить. Вскоре после этого в Минтранссвязи поступило официальное обращение Госкомпредпринимательства, с которым сии вопиющие нововведения никто и не подумал согласовать. Так, в этом письме Госкомпредпринимательства, в частности, обратил внимание Минтренссвязи на то, что принятые им приказы «приводят к необходимости пересмотреть технологию работы предприятий и необоснованно увеличивают их транспортные расходы». Также авторы обращения подчеркнули, что «в соответствии со статьей 9 Закона Украины „Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности“ все замечания и предложения относительно проекта регуляторного акта, полученные в течение установленного срока, подлежат обязательному рассмотрению разработчиком этого проекта» и должны быть в нем учтены.

    В свою очередь Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) выяснил, что приказом №540 Минтранссвязи внесло в правила планирования перевозок грузов железной дорогой такие изменения, в соответствии с которыми «Укрзализныця» могла отвечать отказом предпринимателям в перевозке груза, что противоречит ряду нормативно-правовых актов. Кроме того, приказом №588 Минтранссвязи, без согласования с соответствующими органами, расширило перечень грузов, подлежащих специальной военизированной охране. Таким образом, значительное число предпринимателей должно было заказывать эту услугу у железной дороги, хотя фактически не нуждалось в ней. Как бы то ни было, но в Госкомпредпринимательства вынуждены были констатировать, что позиция Минтранссвязи по всем этим вопросам оказалась «недостаточно объективной и аргументированной». Попросту говоря, министерство не сочло нужным на замечания и предложения заинтересованных сторон и уполномоченных государственных учреждений хоть как-то отреагировать.

    Вместо этого Минтранссвязи — ознакомившись со всеми контраргументами — в середине ноября организовало «совещание-разъяснение» по поводу действия спорных приказов, пригласив на него представителей Минпромполитики, Министерства юстиции и АМКУ, Госкомпредпринимательства, а также «Укррудпрома», «Укрведтранса», «Укрметаллургтранса», ММК им. Ильича, «Азовстали», «Запорожстали», Донецкого метзавода, Никопольского пивденнотрубного завода и Нижнеднепровского трубного завода. На нем Минтранссвязи фактически признало, что данные нормативные акты действительно были приняты с нарушением законодательства. Но опять ничего не предприняло. В результате Госкомпредпринимательства выразил готовность в соответствии с предоставленными ему полномочиями «принять решение об устранении нарушений принципов государственной регуляторной политики Минтранссвязи в порядке, установленном ст.27 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности»».

    Впрочем, комитет все-таки предоставил Министерству возможность самостоятельно внести необходимые коррективы. Так, своим решением от 30 ноября 2005 года он предложил Минтранссвязи привести приказы №540 и №588 в соответствие с действующим законодательством. Однако всю зиму министерство это требование игнорировало. Чем, видимо, окончательно исчерпало терпение своих оппонентов. И, как следствие, действие наиболее вопиющих положений данных приказов были приостановлены. Значит ли это, что они никогда не вступят в силу? Более чем вероятно. Значит ли это, что очередной конфликт между «Укрзализныцей» и потребителями ее услуг полностью исчерпан? Более чем сомнительно. Ведь окончательная редакция данных приказов пока не только не утверждена, но даже не выработана. И не исключено, что очередная версия, которую предложит Минтранссвязи, будет нести не меньший ущерб интересам потребителей, а до отмены ее наиболее одиозных положений снова придется ждать чуть ли не полгода. А возмещать потери, понесенные предприятиями в результате действия незаконных приказов, разумеется, никто и не подумает…

    Елена Герасимова,

    корреспондент

    ELCOMART News

    (www.e-news.com.ua)

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.