Иностранные фармацевтические компании призывают коллег, работающих в Украине, подписать этический кодекс. Провинившимся Госпотребстандарт будет выписывать админштрафы. Таким образом они надеются искоренить «доплаты» врачам. Правда, из примерно 700 фармкомпаний, работающих в Украине, подписать кодекс пока согласились только 30.
Министерство здравоохранения Украины и Госпотребстандарт разработали совместный приказ «О создании временной комиссии по вопросам рекламы лекарственных средств и услуг», которым Госпотребстандарту предоставляется право привлекать к админответственности виновных в недобросовестной рекламе. Правда, назвать статью админкодекса или хотя бы величину штрафа чиновники так и не смогли (это, скорее всего, означает, что штраф компаниям с миллионными оборотами будет что слону дробинка.— Ред.). Первый зампредседателя Госслужбы лекарственных средств и изделий медицинского назначения Министерства здравоохранения Инна Демченко сообщила лишь, что сейчас в госслужбу приходит много жалоб от обманутых людей, которые «купились» на рекламу и попросту выкинули от 7 до 26 тыс. грн. Г-жа Демченко считает, что решить проблему недобросовестной рекламы можно, не меняя Закон «О рекламе». Для этого, возможно, будет достаточно действия совместного приказа министерства и Госпотребстандарта и фармацевтического этического кодекса.
Что же касается «взаимовыгодных отношений» фармкомпаний и врачей, то этот вопрос стоит наиболее жестко. Часто пациенту вместе с необходимыми лекарствами врачи выписывают ненужное, лишь бы набрать «баллы» и в результате получить вознаграждение от фармкомпании. Представитель Европейской бизнес-ассоциации Евгений Заика подчеркнул, что в Европе с целью недопущения материальной заинтересованности врача в назначении того или иного лекарства фармкомпании подписывают специальный кодекс. Что, дескать, нужно и Украине.
Иначе был настроен вице-президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк. Он считает, что для эффективности борьбы с неэтичной рекламой лекарств нужна «публичная порка нескольких провинившихся компаний». В частности, недобросовестному производителю или представительству может быть отказано в регистрации медпрепарата в Украине либо на компанию будет наложен огромнейший штраф.
Евгений Бессонов, директор компании «Мегаком» (продвижение медпрепаратов), объяснил «ЭИ», что есть реклама, которая тем или иным образом вводит потребителя в заблуждение. «Несмотря на то, что мы являемся заинтересованной стороной, мы считаем необходимым запретить рекламу некоторых средств, а именно: лекарственных средств, не устраняющих причину заболевания, а только купирующих симптом; обезболивающих, жаропонижающих средств; средств от похмелья; средств, позволяющих вести нездоровый образ жизни; биологически активных добавок; ферментов и т.п. Кроме того, Законом «О рекламе» нужно ограничивать рекламу некоторых нелекарственных продуктов (косметики, БАД) с лекарственным эффектом (шампуни от перхоти, мыло с антисептиком и т.п.)»,— заявил директор «Мегакома».
По оценкам независимых экспертов на основании данных ADEXMonitor, в 2005 г. рынок рекламы лекарственных препаратов составил $25 млн., что на 4% меньше, нежели в 2004 г. Возможно, падение вызвано «перетеканием» средств из сферы легальной рекламы в сферу нелегального «стимулирования» врачей. В 2004 г. реклама медикаментов на ТВ составляла примерно $21 млн., в 2005 г. она выросла на 3%. В печатных изданиях в прошлом году реклама лекарственных средств (ЛС) составила чуть больше 3 млн., что на 20% меньше, нежели в 2004 г. На радио в 2005 г. объем рекламы ЛС составил $0,5 млн., что на 46% меньше, чем в 2004 г. Самое большое падение коснулось наружной рекламы лекарств: около $0,2 млн. за весь 2005 г., что на 58% меньше, чем в 2004 г.
Автор: Татьяна СИДОРЕНКО
Газета «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»
e-news.com.ua