Вопрос использования диеты в лечении рака широко обсуждается в прессе, но есть ли реальная доказательная база под этой концепцией?
Раковые клетки растут по характерным паттернам, которые не поддаются нормальным ограничениям.
Этот рост требует энергии, поэтому опухолевые клетки метаболизируют питательные вещества иначе, нежели здоровые клетки вокруг них.
В попытке убить опухоль, не убивая нормально функционирующие клетки, химиотерапевтические препараты нацеливают на эти уникальные пути внутри раковых клеток.
Это сложно, дорого и все равно приводит к токсическим побочным эффектам, которые доставляют большую часть страданий, связанных с болезнью.
Теперь врачи начали больше думать о конкретных питательных веществах, которые служат топливом для рака.
Может ли ограничение отдельных нутриентов повлиять на рост опухоли?
Возможно ли заставить рак «голодать», оставив человека сытым и здоровым?
«В течение долгого времени преобладала теория, что измененный метаболизм в раковых клетках был результатом генетических мутаций. Мы обратили внимание на сложное взаимодействие окружающей среды и генов, где одним из главных факторов является питание», - говорит Джейсон Локасейл (Jason Locasale), биолог из Университета Дьюка, США.
Важность питания давно признана для таких заболеваний, как диабет и гипертония; при этих диагнозах врачи почти всегда рекомендуют определенные диетологические мероприятия.
Было обнаружено, что даже наиболее часто используемый препарат при диабете 2 типа, метформин, в клинических испытаниях уступает диете и физическим упражнениям.
Клеточные биологи, такие как Локасейл, считают расширение этой концепции в онкологии логичным шагом, потому что на клеточном уровне рак — болезнь метаболических путей.
Вопиющие случаи, когда люди голодали и умирали от голода в надежде убить опухоль, являются результатом непонимания биологии и завышенных ожиданий. Не об этом речь.
Помогает ли диета в лечении рака в научном понимании? Вот в чем вопрос.
Рак и диета с ограничением сахара
В недавних исследованиях рака ученые пытались воздействовать на разные метаболические пути, назначая пациентам те или иные ограничительные диеты.
Некоторые исследования предлагали минимизацию потребления сахара. Действительно, некоторые раковые клетки метаболизируют глюкозу активнее нормальных (для поддержки аэробного гликолиза), и прекращение доступа к сахару может замедлить рост.
В прошлом году Сиддхартха Мукерджи, исследователь Колумбийского университета и автор книги «Император всех болезней», обнаружил, что как минимум один препарат для химиотерапии можно сделать более эффективным, дополнив терапию диетой с низким содержанием сахара, но богатой белком и жиром — кетогенной диетой.
В статье на страницах Nature исследователи предполагают, что эффект кетогенной диеты связан с уменьшением уровня инсулина, который поджелудочная железа высвобождает в кровь в ответ на прием пищи (инсулин — стимулятор роста клеток).
Примерно в то же время международная группа ученых в журнале Science Signaling утверждала, что «только некоторые раковые клетки очень чувствительны к ограничению глюкозы, и механизм этой избирательной чувствительности неясен».
Другими словами, диета с низким содержанием сахара способла помочь в борьбе с некоторыми видами рака.
Это, безусловно, гораздо сложнее популярной околонаучной концепции «рак ест сахар, так давайте прекратим питаться сахаром».
Рак, белки и метионин в рационе
В то время как воздействие на связку «сахар-инсулин» дает многообещающие результаты, большая часть исследований была сосредоточена на пищевом белке или же на отдельных аминокислотах, которые составляют этот белок.
Исследования показывают, что ограничение аминокислот серина и глицина может модулировать исходы рака.
Согласно публикации в Nature от 2018 года, аминокислота гистидин влияет на результаты лечения химиопрепаратом метотрексат. Другая аминокислота, аспарагин, принимает участие в прогрессировании (образовании метастазов) при раке молочной железы.
Наибольший интерес ученых и диетологов вызывает метионин, который содержится в большом количестве в красном мясе и яйцах, популярных западных продуктах.
В 2018 году сотрудники Института рака Рутгерса в Нью-Джерси опубликовали систематический обзор научных данных и доказали, что ограничение метионина — многообещающая стратегия лечения рака.
Эти данные подтвердил на опухолях головного мозга и меланоме американский хирург Роберт Хоффман из Калифорнийского университета в Сан-Диего.
Метионин вырабатывается в нормальных клетках при участии гомоцистеина, фолата и витамина В12. Но во многих типах раковых клеток отсутствует фермент, который делает возможным биосинтез метионина. Таким образом, они нуждаются в бесперебойном поступлении метионина извне для выживания.
Уберите метионин из пищи, и вы возможно сможете ограничить в питании опухоль, не умирая от голода.
В этом месяце Локасейл и его коллеги опубликовали результаты, которые демонстрируют, что ограничение метионина действительно замедляет рост опухоли у мышей и людей.
Особая область исследований, известная как метаболомика, использует огромные наборы данных для количественной оценки метаболической активности клеток. Метаболомика дает возможность подойти к изучению питания с новым уровнем точности и отслеживать реакцию метаболических путей рака на конкретные изменения рациона.
Большинство исследований в области питания основаны на данных, сообщаемых самим субъектом. Например, люди, которые говорят, что едят миндаль, реже заболевают раком, и лучшее, что мы можем сделать, это предположить здесь некую связь.
В отличие от этого, работа Локасейла полна сложных статистических вычислений, включающих термины «евклидовы расстояния» и «многомерное масштабирование».
Что действительно усложняет картину, так это веганская диета.
Дело в том, что ближе всего к диете с ограниченным приемом метионина вегетарианство. Казалось бы, это противоречит лечению рака, о котором сообщает Мукерджи и его коллеги, использующие диаметрально противоположную кетогенную диету.
Но, вопреки ожесточенным «диетическим войнам», которые ведутся на страницах популярных СМИ, Мукерджи поддерживает исследование Локасейла.