Введение дифференцированного тарифа на электроэнергию для промышленности возможно только при условии повышения цен для населения. До выборов в парламент 26 марта делать этого никто не будет
На прошлой неделе Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) решила не вводить дифференцированный тариф на электроэнергию. Более того, НКРЭ почти на 5% повысила действующие тарифы для промышленных потребителей, мотивируя это подорожанием газа, который используют тепловые электростанции. Ассоциация производителей ферросплавов тут же обвинила комиссию в том, что она не выполняет поручения правительства, которое предусматривает разные цены на электроэнергию для разных классов промышленных предприятий.
Энергия с дисконтом
Инициатором изменения тарифной модели в электроэнергетике выступил президент Украины Виктор Ющенко. Во время визита на Запорожский производственный алюминиевый комбинат (ЗАлК) он услышал жалобы на непомерно высокую стоимость электроэнергии. Президент немедленно поручил Министерству экономики и Министерству промышленной политики провести анализ того, как было выполнено постановление Кабинета министров о переходе на единые тарифы. Постановлением, принятым в августе 2005 года, вводились два вида тарифов, устанавливаемых в зависимости от используемых промпотребителями линий электропередач — мощностью до 35 кВт и свыше 35 кВт. Диверсификация тарифов по региональному и отраслевому принципу была отменена. Тогда это мотивировалось необходимостью поставить регионы в равные условия. Единый тариф означал повышение стоимости электроэнергии для восточных областей Украины, где сосредоточена большая часть промышленного потенциала. Для ЗАлКа, например, цена выросла на 52%. В итоге 2005 год предприятие закончило с убытком в 15 млн гривен. Проблема высокой стоимости энергетических ресурсов обострилась в начале нынешнего года, когда стало понятно, что резкого роста цен на газ не избежать. Чтобы хоть как-то компенсировать свои потери, промышленники, и в частности металлурги, стали настойчиво требовать диверсификации тарифов на электроэнергию. Министерство промышленной политики уже готовит проект постановления о снижении стоимости электроэнергии для энергоемких предприятий. Предполагается, что отбирать такие предприятия будут по двум основополагающим признакам: если доля электроэнергии в структуре себестоимости превышает 30% и если завод потребляет более 150 млн кВт∙ч энергии в месяц.
Под такие критерии подпадают все предприятия ферросплавной и алюминиевой отраслей, а также Запорожский титаномагниевый комбинат и мини-металлургический завод «Истил». Принятие такого постановления полностью отвечает интересам электрометаллургов, которые настаивают на введении отдельного, нулевого класса потребителей электроэнергии. Для него ценовой дисконт на электроэнергию должен составить не менее 20%.
Диверсификация тарифов выгодна и производителям черных металлов. С развитием в Украине электрометаллургии доля электроэнергии в себестоимости выпуска стали значительно вырастет. Более низкая цена на электроэнергию для отдельных предприятий — нормальная мировая практика. В развитых странах специальные тарифы не рассматривают как способ субсидирования отдельных неэффективных предприятий. Непрерывно потребляя большое количество энергии, алюминиевые и ферросплавные заводы стабилизируют работу энергетической системы, что позволяет избегать резких колебаний напряжения и повышает надежность работы энергосистемы. А значит, снижение тарифов стоит того. Тем более что затраты государства на введение льгот быстро окупаются за счет увеличения налоговых отчислений предприятий, к которым применяются льготы.
Кроме того, Украина имеет избыток производства электроэнергии (после введения энергоблоков Хмельницкой и Ровенской АЭС), которая по низким ценам экспортируется в Россию. Тот же объем электроэнергии мог бы эффективно использоваться внутри страны. Так, например, обещание российской компании «РусАл» (собственник Николаевского глиноземного завода) построить еще один алюминиевый завод в Украине не будет реализовано до тех пор, пока наша страна не пойдет на установление льготных цен. Между тем появление нового алюминиевого завода послужило бы еще одним стимулом для реформирования тарифной политики.
Льготы за счет льгот
Введение дифференцированного тарифа — шаг в правильном направлении. Однако сделать его быстро не удастся. Дело в том, что этот вопрос может быть рассмотрен только после установления экономически обоснованного тарифа на электроэнергию для населения. Такая жесткая увязка двух вопросов не случайна. Стоимость электроэнергии для населения не покрывает и половины расходов на ее производство и доставку. Экономически обоснованный уровень цены для этой категории потребителей составляет 28 копеек за киловатт-час (без учета НДС), в то время как население платит всего 10–13 копеек. Убытки энергокомпаний компенсируются из государственного бюджета. Цена вопроса (6 млрд гривен) — стоимость дотационных сертификатов для населения, запланированных на 2006 год. Говорить при таких расходах о каких-либо льготах для промышленности не приходится.
Цена электроэнергии для населения должна вырасти — в этом сходятся все специалисты. Но брать на себя ответственность за непопулярное решение правительство не хочет. Не хочет этого делать и НКРЭ, которая по закону является самостоятельным органом регулирования рынка, неподконтрольным Кабинету министров. «Повышать тарифы для населения до выборов в парламент — политическое самоубийство. Никто не хочет подставляться, а потому это решение чисто технически попытаются оттянуть, чтобы не провоцировать социальное недовольство», — считает аналитик инвестиционной компании Foyil Securities Роман Захаров.
Повысить стоимость электроэнергии для населения на 25% должны были еще в январе. Однако недавно НКРЭ отменила собственное решение, мотивировав это тем, что не получила одобрения со стороны Федерации профсоюзов Украины (ФПУ). Теперь комиссия намерена оспорить требование об обязательном согласовании своих действий с ФПУ путем продвижения соответствующего законопроекта в парламенте. Очевидно, что на это потребуется время. Равно как и на то, чтобы отменить действующий мораторий на повышение стоимости газа и электроэнергии для населения, принятый Верховной Радой в январе.
Между тем цена на электроэнергию для предприятий продолжает расти. В прошлом году повышение составило свыше 40%. В нынешнем, согласно прогнозам НКРЭ, — 1—1,5% ежемесячно. Ничего хорошего для предприятий, особенно в энергоемких секторах экономики, такая перспектива не предвещает. Однако никакими стараниями заставить власть повысить цены для населения до выборов промышленникам не удастся. Необходимость реформирования тарифной политики станет задачей уже нового состава парламента. А успех этих реформ напрямую зависит от способности обновленной Верховной Рады принимать конструктивные решения.
Глеб Простаков, Эксперт.UA