Новую инициативу контроля цен предложило итальянское министерство сельского хозяйства. С 8 февраля 2006 года любой обладатель мобильного телефона может отправить на специальный номер SMS с названием того или иного овоща или фрукта (например «апельсин», всего 50 наименований).
За считанные секунды отправитель получит бесплатное сообщение о его средней стоимости на день покупки на севере, юге или в центре Италии. Эти данные собираются в 1700 пунктах продаж по всей стране. Причем в SMS указываются три цены — цена производителя, оптовая и розничная. Если стоимость товара в магазине сильно отличается от среднестатистической, покупатель может сообщить об этом по все тому же номеру. Информацию должны передать в соответствующие органы, и пожадничавшему продавцу придется разбираться с финансовой полицией — обоснована ли цена.
Начинание вызвало бурную реакцию итальянских покупателей. Только за три первых дня порядка 250 тысяч человек поинтересовались ценами на сельхозпродукты, а 862 — сообщили о нарушениях ценовой политики. Не менее бурной оказалась реакция недовольных торговцев и ряда общественных организаций, которые резко раскритиковали инноваторов. В лучшем случае их упрекают в излишне упрощенном подходе и недостоверности предоставляемых данных: нельзя ставить в один ряд разные сорта помидор или винограда, выращенные в разных условиях, к тому же разной свежести. В худшем — в некомпетентности и в предвыборных спекуляциях. В начале апреля в Италии состоятся парламентские выборы, и вопрос о сдерживании цен является сейчас одним из наиболее обсуждаемых.
Анастасия Дедюлина, Эксперт.UA