Больные раком и их врачи нередко придерживаются разного мнения относительно шансов на излечение и возможной продолжительности жизни.
Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного сотрудниками Медицинского центра Рочестерского университета в Нью-Йорке.
По мнению авторов исследования, такие расхождения в прогнозах могут приводить к принятию пациентами неправильных решений.
«Во-первых, некоторые пациенты могут не соглашаться с прогнозом врача, потому что они доверяют другим источникам. Во-вторых, некоторые из них думают, что доктор согласен с их предположением, но на самом деле это не так. Речь идет в том числе и об отсутствии взаимного понимания», - говорит автор проекта доктор Рональд Эпштейн (Ronald Epstein), профессор семейной медицины, психиатрии и онкологии.
Профессор Эпштейн и его сотрудники провели опрос 236 онкобольных и 38 врачей, которые их вели. Изначально со слов врачей было известно, что эти пациенты должны умереть в течение одного года; все они были на последней стадии рака и не имели никаких шансов.
Зная этот печальный факт, исследователи решили сопоставить прогнозы врачей и самих пациентов, а также их отношение к мнению врача.
«Когда люди верят в свое выживание, несмотря на научные свидетельства обратного, они могут пойти на более агрессивную химиотерапию, диализ и другие меры, парадоксально снижая качество своей жизни. Тем самым они лишают себя радости общения с семьей в последние месяцы. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы врачи и пациенты придерживались единого, наиболее близкого к истине мнения», - говорит Эпштейн.
Результаты исследования, опубликованные в конце прошлой недели журналом JAMA Oncology, приоткрыли нам всю глубину пропасти между мнением врачей и смертельно больных пациентов. Только 68% онкобольных соглашались со сроком жизни, который отмерял их лечащий врач; из них лишь 10% полностью отдавали себе отчет, что их собственный прогноз отличается от прогноза онколога.
«Разумеется, позитивное мышление может улучшить качество жизни онкобольных. Но когда пациент с IV стадией рака на последних месяцах жизни дает 90-100%, что проживет в течение следующих 2 лет – это проблема. А когда лишь 10% из них понимает, что медицина не поддерживает такого оптимизма – это большая проблема», - констатировал исследователь.
7 из 10 опрошенных больных заявили, что при условии, если их смерть была бы неминуемой, они выбрали бы поддерживающую терапию вместо агрессивной химии. Но все уточняли, что для принятия этого решения они хотели точно быть уверенными в тщетности борьбы за жизнь.
Такая тема обычно состоит не из одного, а из нескольких подробных разговоров между врачом и пациентом, где предстоит уточнить личные приоритеты и задачи лечения. По мнению ученых, здесь не должно быть места для смущения, недосказанности и неясности.