Как это часто бывает в случае с гриппом, начиналось всё довольно спокойно.
В конце марта китайское правительство сообщило о трёх заболевших, двое из которых скончались.
Это тревожное известие попытались смягчить заверениями о том, что передача вируса от человека к человеку крайне маловероятна.
Также было сказано, что медицинские учреждения страны принимают беспрецедентные меры для того, чтобы отследить и ограничить распространение вируса. Но спустя четыре недели ситуация поменялась в худшую сторону: скончались уже 23 человека, и ещё у 122 вирус был выявлен, причём в разных провинциях Китая.
Официальные представители Всемирной Организации Здравоохранения в конце апреля предупредили о том, что данный штамм вируса является одним из самых смертельно опасных из всех, известных к настоящему времени, и уровень его передачи от птиц к людям весьма высок.
По всей видимости, распространение данного вируса ещё весьма далеко от завершения. Эксперты предупреждают, что подобные H7N9 вирусы птичьего происхождения в обозримом будущем продолжат появляться в Китае. Причиной тому называют уникальное сочетание экологических и культурных факторов, которые делают страну смертельным центром различных вариантов птичьих гриппов. Доктор медицины, специализирующийся на передаче птичьего гриппа эпидемиолог Мариус Гилберт из Университета Брюсселя говорит о том, что научное сообщество весьма озадачено таким положением дел, и не видит методов его изменения.
Проблемы Китая скрыты в двух основных причинах: большом количестве населения, имеющего близкий контакт с домашней птицей (например, утками и гусями) и развитой рынок продажи живой птицы. Этот рынок является не только частью культурной традиции, но и важной составляющей местных экономик.
Китай является домом для большого числа видов птиц, включая огромные популяции домашних и перелётных птиц в одних и тех же областях.
«Это ведёт к резкому увеличению вероятности передачи вирусов между различными видами птиц и его мутации», считает ветеринарный патолог из Университета Северной Дакоты Таня Грэхем. «В процессе постоянных мутаций возрастает вероятность появления штамма, представляющего непосредственную опасность для людей».
Эти рынки, повсеместно представленные в высоко-урбанизированных областях, встречаются в довольно большом числе стран, и не только азиатских или африканских, но даже в США. Правда, они не обладают такой высокой плотностью размещения по соседству людей и многочисленных видов птиц. По мнению Гилберта, многие люди винят недостаток гигиены в бедных странах, но сам он видит большую угрозу как раз в этой высокой плотности. Тот факт, что в данной сфере экономической деятельности занято огромное количество людей, делает почти невозможным нацеленные на снижение плотности изменения, и ещё меньшим контролем учёные обладают над популяциями птиц в дикой природе.
Смертоносные результаты такой ситуации мы уже видели на примере другого зародившегося в Китае штамма – H5N1. Его жертвами, начиная с 2003 года, стали 350 человек. Вероятно, H5N1 и H7N9 имеют идентичное происхождение, и исследователи используют составленные ранее карты распространения первого вируса для прогнозирования новых очагов вспышки второго.
Одна из таких карт была опубликована в журнале Nature. Статья предупреждает о том, что эпицентром нынешнего штамма H7N9 являются центры глобального воздушного трафика. Это повышает шансы эпидемии в случае мутаций, которые дадут вирусу возможность передаваться от человека к человеку. При таком неблагоприятном развитии событий глобальное распространение вируса станет делом нескольких дней, и предотвратить его будет невозможно.
В настоящее время эксперты работают над разгадкой происхождения H7N9 и отслеживанием точных путей его распространения.
Это крайне сложная задача, поскольку заражённые им птицы не демонстрируют никаких видимых симптомов болезни. Также ведется разработка вакцины; на конец апреля время завершения работы оценивалась в шесть недель. Трансформируется ли H7N9 в общемировую угрозу или нет, остаётся только ждать.