• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Эффективная альтернатива хранению РАО — строительство СХОЯТ

    Опубликовано: 2006-02-13 11:12:00

    У профильных органов власти есть единое мнение о необходимости решения проблемы хранения отработавшего ядерного топлива для последующей его переработки. План мероприятий по реализации проекта строительства Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ) с трех украинских действующих электростанций обсуждался в ходе круглого стола в четверг, 9 февраля.

    В круглом столе, организованном НАЭК «Энергоатом» — оператором действующих АЭС — с целью широкого обсуждения проблемы вывоза/хранения отработавшего ядерного топлива, приняли участие народные депутаты, представители профильных министерств, проектных организаций, а также специалисты НАЭК «Энергоатом». В частности, в обсуждении участвовали заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Андрей Деркач, глава подкомитета по электроэнергетике Комитета ВР по вопросам ТЭК Владимир Бронников, председатель Комитета ВР по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Геннадий Руденко, глава Государственного комитета ядерного регулирования Украины Елена Миколайчук, заместитель министра по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС Владимир Холоша, директор департамента ядерной энергетики Министерства топлива и энергетики Украины Наталья Шумкова.

    Состоявшаяся дискуссия продемонстрировала единое мнение о возможности  и необходимости строительства ЦХОЯТ. Основные аргументы — экономическая и политическая целесообразность.

    Известно, что на сегодняшний день Украина отправляет отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) в РФ. Топливо ВВЭР-440 — на переработку, ВВЭР-1000 — на технологическую выдержку с последующей переработкой. Причем стоимость услуг РФ постоянно возрастает и стремится к среднемировым ценам. В частности за 10 последних лет стоимость данных услуг увеличилась в 1,75 раза. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении стоимости переработки ОЯТ западными компаниями.

    В ходе обсуждения отмечалось, что только две страны в мире — Украина и Болгария — вывозят топливо на переработку, платя за это деньги. В то время как остальные страны в большинстве своем пошли по пути «отложенного решения» (временное хранение ОЯТ в хранилищах с целью получить тайм-аут для принятия обоснованного и взвешенного конечного решения о переработке или захоронении в будущем, когда технологии переработки станут конкурентными по сравнению с фабрикацией топлива из природного урана). Перерабатывают топливо сами для его последующего использования пока только две страны — Франция и Япония.

    Основными ценными продуктами переработки ОЯТ являются остаток делящегося урана и наработанный плутоний. Выделенный из ОЯТ остаток делящегося урана сегодня не конкурентен на рынке урана в связи с низкими ценами на природный уран. Наработанный в реакторе плутоний не имеет спроса из-за отсутствия широкого использования ядерных реакторов, которые могут его применить в качестве топлива. Таким образом, переработка ОЯТ сегодня не является экономически обоснованной.

    Отмечалось также, что отправка отработавшего топлива в РФ не снимает проблему радиоактивных отходов (РАО), которые согласно условиям контрактов на переработку ОЯТ, должны быть возвращены в Украину. Их хранение и захоронение в Украине в любом случае будет требовать дополнительных (и значительных!) затрат.

    В пользу строительства ХОЯТ свидетельствуют и цифры. По прогнозным расчетам, общие затраты «Энергоатома» на оплату услуг спецпредприятий Российской Федерации по переработке всего ОЯТ Южно-Украинской, Хмельницкой и Ровенской АЭС составят почти $2 млрд. (в ценах 2005 года). В то же время затраты на создание и эксплуатацию в течение 100 лет собственного хранилища составят около $520 миллионов (в ценах 2005 года).

    Комментируя данные цифры, представители НАЭК «Энергоатом» отметили, что ежегодная экономия валютных средств на обращение с ОЯТ у ЗАЭС, где существует хранилище ОЯТ, за счет отказа от вывоза отработавшего ядерного топлива Запорожской АЭС в Российскую Федерацию составляет около $40 млн.

    Кроме очевидных экономических преференций строительство ХОЯТ имеет и политические мотивы. А именно — избежание влияния заграничного поставщика на стабильную эксплуатацию АЭС Украины. Дело в том, что приреакторные бассейны выдержки ОЯТ на энергоблоках АЭС Украины имеют не очень большую емкость, и любые достаточно длительные задержки с их освобождением от накопленного ОЯТ могут потребовать остановки энергоблоков. Создание в Украине хранилища отработавшего ядерного топлива для ЮУАЭС, ХАЭС и РАЭС вместе с уже действующим хранилищем ОЯТ ЗАЭС позволяет НАЭК «Энергоатом» избежать зависимости от заграничного монопольного поставщика услуг по вывозу отработавшего ядерного топлива.

    Таким образом, участники круглого стола высказались за необходимость строительства собственного хранилища ОЯТ для трех действующих АЭС. Реализация соответствующего проекта — констатировалось в ходе обсуждения — должна вестись в строгом соответствии с требованиями Закона Украины «О порядке принятия решений о размещении, проектировании, строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, имеющих общегосударственное значение». Поскольку ХОЯТ ВВЭР классифицируется как ядерная установка общегосударственного значения, решение о его размещении, проектировании и строительстве должно приниматься Верховной Радой Украины путем принятия соответствующего закона.

    В свою очередь, такое решение Верховная Рада может принять только при условии согласования размещения ХОЯТ на своей территории местными органами исполнительной власти и самоуправления после проведения местного консультативного референдума. Кроме того, для обоснования законопроекта о размещении, проектировании и строительстве ХОЯТ ВВЭР должны быть представлены: технико-экономическое обоснование создания ХОЯТ; заключение государственной экспертизы ТЭО; результаты консультативного референдума; отчет о мероприятиях по информированию сопредельных государств о возможном влиянии ХОЯТ в трансграничном контексте. И только после этого соответствующий законопроект может быть вынесен на голосование депутатского корпуса.

    Этот план действий, который начала реализовывать компания «Энергоатом», был  поддержан участниками круглого стола. Вместе с тем, мероприятие показало, что пока нет единого видения в выборе места размещения ЦХОЯТ. В ходе обсуждения рассматривались три площадки — две в зоне отчуждения ЧАЭС и одна — в Хмельницкой области на территории ХАЭС.

    Инф. НАЭК «Энергоатом»

     

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.