• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Под надзором общественности

    Опубликовано: 2006-02-03 10:52:00

    Вслед за декабрьским повышением цен на продукцию, реализуемую на внутреннем рынке, в январе «Криворожсталь» не выполнила производственные планы. Эксперты усматривают в этом тенденцию, которая вскоре станет доминирующей в деятельности комбината.

    На прошлой неделе «УкрРудПром» со ссылкой на информированный источник в отделе администрации комбината обнародовал данные о том, что большинство подразделений «Криворожстали», занимающихся выпуском готовой продукции, непоправимо отстали в выполнении производственных планов на январь нынешнего года. В частности, по прокатному переделу комбинат недопроизвел 50 тыс. тонн продукции. Источник, цитируемый изданием, видит причину данной ситуации в том, что новый собственник комбината гораздо более заинтересован в продажах товарной заготовки на собственные комбинаты в Румынии и ЮАР, нежели в производстве готовой продукции. При этом, разумеется, в работе некоторых прокатных станов, в частности, проволочного стана №1, происходят простои, влекущие за собой невыполнение плановых заданий.

    Как известно, данное событие последовало за повышением цен на продукцию комбината, предназначенную для внутренних потребителей, с декабря прошлого года. Так, по официальным данным, обнародованным самой «Криворожсталью», катанка подорожала на 51 грн./т (без учета НДС); угловой прокат, полоса и квадрат – на 126 грн./т, арматурный прокат, шестигранник, круги и угловой прокат – на 253 грн./т. Однако по информации Украинской ассоциации металлоторговцев отпускная цена на продукцию комбината уже в январе возросла в среднем на 300 грн./т и, по неофициальным сведениям, в планах руководства предприятия еще один виток цен. Было бы не лишним вспомнить, что кривая цен полезла вверх почти сразу же после того, как в ноябре прошлого года пресс-служба предприятия обнародовала заявление о том, что объемы отгрузки и цены на основные виды продукции комбината в декабре-январе 2005-2006 года будут сохранены на ноябрьском уровне. И объяснений причин подорожания в этот период ни металлоторговцам, ни украинским потребителям, ни тем более общественности никто не дал.

    Что же касается реакции на невыполнение производственных планов на январь, то она оказалась более жесткой и обоюдной. За публикацией «УкрРудПрома» сразу же последовал комментарий и.о. директора по внешнеэкономической деятельности, маркетингу и сбыту ОАО «Криворожсталь» Андрея Китицы. Главное в нем – полное отсутствие опровержения информации, приведенной изданием. Представитель руководства предприятия не отрицает того факта, что объемы производства в январе не соответствуют запланированным, и объясняет расхождения в цифрах коррективами, внесенными в производственные планы «в течение января 2006 года». (То есть, примерно так, как и цены на готовую продукцию.) Но что такое изменение планов на январь в течение января, как не реакция на срыв изначально запланированного?

    Г-н Китица также прямо подтвердил факт радикального изменения маркетинговой политики предприятия, и даже привел его в качестве первой причины невыполнения январских планов. Мотивировав производимые преобразования почему-то намерением комбината «максимально выйти на конечного потребителя, минуя посреднические структуры». В числе прочих причин коррекции планов были также названы: изменение таможенных пошлин в разных странах-потребителях металла (что вряд ли имеет отношение к производству готовой продукции для внутреннего рынка) и снижение спроса на строительный прокат в первые месяцы зимы (что вряд ли объясняет рост на нее цены для отечественных потребителей). В общем, насколько убедительной является аргументация представителей предприятия, судить несложно. И, наконец, и.о. директора по внешнеэкономической деятельности, маркетингу и сбыту подтвердил тот факт, что в экспорте полуфабрикатов собственник комбината заинтересован не менее, чем в экспорте готовой продукции. Однако тут же вспомнил договор купли-продажи, подчеркнув, что его условия пока никак не нарушены. Что, впрочем, вопрос спорный.

    Ведь по условиям конкурса собственник взял на себя обязательства обеспечить доход предприятия от реализации продукции на протяжении 5 лет со дня покупки на уровне 9,5 млрд грн. в ценах 2005 года с учетом индекса инфляции, а также платить налоги и сборы в объемах, не меньших среднего уровня 2003-2004 годов. А, как считают эксперты, если в течение нынешнего года объемы производства готовой продукции на предприятии сохранятся на уровне января, то рентабельность и прибыль комбината окажутся минимальными, сравнимыми разве что с результатами середины 90-х годов. Что автоматически приведет к нарушению условий договора купли-продажи.

    Кроме того, инвестор обязался выполнить также и требования реализовывать продукцию предприятия в первую очередь на внутреннем рынке, не говоря уже об обязательствах обеспечивать производство железорудным сырьем и коксом исключительно собственного производства и так далее. Конечно, предлагая отечественным метпотребителям продукцию по «растущим» ценам, собственник формально не нарушает договора. И не предлагая ее в достаточном количестве, поскольку в работе предприятия доминирует производство полуфабрикатов, он тоже вроде бы ничего не нарушает, но только вроде бы. Так как в договоре четко определены объемы того, что инвестор должен и чего не должен делать. И, в частности, его стремление полностью отказаться от кокса отечественного производства и перейти на импортный уже является нарушением договора.

    По сути, все эти якобы незначительные технические изменения в политике комбината вполне могут быть восприняты как начало его стратегической переориентации под нужды Mittal Steel. Так, по мнению председателя Украинской ассоциации металлоторговцев Андрея Федосеева, корпорация поднимает цены на продукцию метпредприятия только потому, что хочет «малой кровью» вернуть те деньги, которые были потрачены на приобретение комбината. Более того, г-н Федосеев, как и другие эксперты, вполне убежден, что «внутренний украинский рынок не является для компании приоритетом, поэтому ее руководство большую часть продаж переориентирует за границу». И, наконец, еще одним подтверждением этого факта является полное нежелание председателя правления ОАО «Криворожсталь» Нарендры Чодери вести переговоры об условиях торговли с главным потребителем продукции комбината – Украинской ассоциацией металлоторговцев.

    Все это свидетельствует о том, что гордость властей от особо успешной продажи металлургического гиганта растает тотчас же после того, как будут потрачены вырученные деньги, а вместо них останутся одни проблемы.

    Елена Герасимова,

    корреспондент

    ELCOMART News

    (www.e-news.com.ua)

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.