Небольшая молекула, обнаруженная в моче беременных женщин, блокирует рост некоторых типов рака, включая саркому Капоши – ВИЧ-ассоциированный рак, который сегодня считается неизлечимым.
Об этом заявили исследователи из Монреальского университета.
На протяжении двух десятилетий ученые догадывались, что хорионический гонадотропин человека (ХГЧ) и связанные с ним элементы могут представлять ценность в лечении рака и ВИЧ-инфекции.
Препараты на основе ХГЧ используются при гормональной терапии и лечении бесплодия у женщин. В 1995 году в журналах Nature и The Lancet были опубликованы данные, согласно которым ХГЧ из мочи беременных женщин можно использовать при саркоме Капоши. К удивлению, эти данные через время были опровергнуты самими авторами.
До этого опровержения доктор Тони Антакли (Tony Antakly) и его команда из Монреальского университета уже начали проверять противораковые эффекты ХГЧ. Они тестировали очищенный гормон на культуре клеток саркомы Капоши, но не подтвердили противоракового действия. Поэтому они задались вопросом: а не очистка ли лишает ХГЧ этих свойств?
Издание Medical News Today попросило доктора Антакли рассказать о том, как потеря веры и опровержения других ученых повлияли на ход его собственного исследования. Он сказал: «Мы знали, что правильно определили молекулу, обладающую способность ингибировать ВИЧ, саркому Капоши и, возможно другие типы рака. Мы применили системный экспериментальный подход к этому вопросу».
«Наши материальные условия были сложными, а финансирование было скудным, но мы продолжали работать, - добавляет исследователь. – Кроме того, каждый раз, когда мы получали очищенную фракцию вещества, активная молекула «исчезала». Поэтому мы вынуждены были изменить стратегию, и благодаря этому нашли правильные условия».
Ученые не сдавались. Они обратили большее внимание на низкомолекулярные субстанции. Чтобы найти то самое активное вещество, им пришлось разбивать крупную молекулу гормона на «ХГЧ-подобные ингибирующие продукты» (HIP), выполняя каждый раз биологический анализ полученных веществ.
Тот самый низкомолекулярный метаболит
Результатом поисков оказалась маленькая молекула-метаболит, продукт крупной молекулы ХГЧ, который можно обнаружить в крови и моче. Этот HIP-метаболит «оседлывает» крупную молекулу, поэтому при тщательной очистке в лаборатории противораковые свойства вещества исчезают.
Чтобы бороться с раком, метаболит трансформируется в потенциально активное вещество, способное реагировать с живыми клетками. Антакли говорит: «Мы не знаем, когда и как он трансформируется. Возможно, это происходит только при раке, чтобы бороться с болезнью».
Несколько фактов о саркоме Капоши:
•При ВИЧ/СПИД саркома Капоши возникает в результате взаимодействия двух вирусов – вируса иммунодефицита и человеческого герпевируса 8 типа.
•Согласно данным Американского общества рака, более 90% популяции в некоторых регионах Африки имеют признаки инфекции KHSV.
•До эпидемии СПИД саркома Капоши регистрировалась в основном у пожилых мужчин итальянского и еврейского происхождения.
Когда ученые подвергли культуру клеток саркомы Капоши действию HIP-метаболита, это вещество, по словам ученых, полностью уничтожало раковые клетки.
Антакли и его команда обнаружили, что метаболит, очищенный от всех остальных примесей, является и безопасным, и эффективным противораковым средством. Теперь ученые нацелились на разработку синтетической копии HIP-метаболита, которую можно будет использовать в клинической практике.
Тем не менее, пока рано говорить о безопасности и эффективности синтетического средства в дозах, которые понадобятся для лечения саркомы Капоши.
Ученые презентовали свои результаты на объединенной встрече Международного эндокринологического общества и Общества эндокринологии (ICE/ENDO 2014), которая прошла на днях в Чикаго.
В начале этого года сотрудники Университета Техаса в издании PLOS Pathogens заявили, что смогли объяснить механизм развития саркомы Капоши, который ранее вызывал вопросы у ученых. Они пишут, что кластер вирусной микро-РНК отвечает за превращение здоровых клеток в клетки, инфицированные KSHV. Раньше ученые не могли изучить этот вирус, так как инфицированные клетки быстро погибали.