Структурные реформы позволили Индии выйти на тропу быстрого экономического роста. Вскоре страна может составить серьезную конкуренцию Китаю.
Согласно прогнозам британского журнала The Economist, в 2018 году индийская экономика вырастет на 7,8%. Похожие результаты с отклонением в 0,5% дают Всемирный банк, МВФ и аналитический раздел Bloomberg. Еще важнее — все прогнозы сходятся на том, что Индия будет самой быстрорастущей большой экономикой мира, уступив лишь нескольким меньшим странам.
Конечно же, речь идет об абсолютных цифрах в стране с до сих пор низкими зарплатами и благосостоянием домохозяйств. И пускай ВВП на душу населения по паритету покупательной способности до сих пор остается достаточно низким, но его динамика показывает стремительный год. По этому показателю, например, при сохранении динамики Индия может догнать Украину в ближайшие годы.
Без популизма и коррупции
О больших экономических перспективах Индии начали говорить достаточно давно, как только пришло осознание и принятие китайского экономического чуда. Со временем эта уверенность росла — в 2010-м американский аналитический центр Stratfor определял доминирования китайской и индийской экономик в мире одним из ключевых сценариев до 2050 года.
Проблема всех этих прогнозов заключалась в том, что выданы они были авансом. Реальная картина была хуже: неконтролируемый рост населения, ужасный бизнес-климат, социальные дотации на большую часть товаров и услуг. Экономика росла и часто росла быстро, но этот рост грозил оборваться или кризисом, или мощным социальным взрывом.
В 2014-м году к власти, после 10 лет оппозиции, вернулась Народная партия Индии (БДП) во главе с нынешним премьером Нарендрой Моди. А вернулась БДП со своими недостатками ущемления национальных и религиозных меньшинств и достоинствами в виде целей экономической либерализации.
За 3 года правительство Моди смогло продвинуться в борьбе с государственными заниженными ценами на множество товаров и услуг.
Цены на дизель стали рыночными, в этом же направлении продвигается газ и немного меньшими темпами керосин.
Правительство еще не взялось, но намерено проводить изменения с большим числом минимальных цен на социальные продукты.
Открылись множество секторов для бизнеса. Теперь иностранные инвесторы могут вкладывать в железнодорожные компании, инфраструктуру и добычу угля. Постепенно снимаются другие запреты, существенно вредившие инвестиционному климату страны. За 2017 год страна поднялась на 30 позиций в Doing Business, хотя пока еще остается на непривлекательном 100-м месте.
Более того, как местная, так и иностранная пресса отмечают серьезные внутренние усилия партии по борьбе с коррупцией.
Кроме устранения лазеек и дерегуляции за время премьерства Моди практически удалось избежать коррупционных скандалов в партии, что в индийской политике является серьезным достижением.
Восстановление доверия к власти вместе с борьбой с местным феодализмом позволило правительству заложить фундамент для дальнейших реформ.
Но все же не это стало главным изменением Индии за последний политический цикл. Значительно больше надежд экономисты возлагают на борьбу с теневой экономикой и унификацию налогов.
Неизбежны безнал и налоги
Борьба с высокой зависимостью от наличных расчетов и налоговая реформа стали визитной карточкой реформ Моди. В 2016-м правительство провело демонетизацию купюр в 500 и 1000 рупий. Все собственники таких купюр должны были в последующие дни обменять их на новые купюры 500 и 2000 рупий, тогда как старые моментально признавались недействительными.
Изменение стало серьезным шоком для экономики и населения, поскольку затронуло 86% всех наличных средств страны. Однако правительство подчеркнуло, что такое решение было продиктовано соображениями борьбы с коррупционными деньгами и теневой экономикой. Последняя, по оценкам правительства, в 2016-м составляла 30% от ВВП страны.
Реформа также имела вторую, не менее важную цель — уменьшение зависимости индийской экономики от наличных расчетов.
И это точно подействовало — за 2017 год наблюдался стремительный рост доли безналичных расчетов в экономике страны.
Вторым структурным изменением стала налоговая реформа, проведенная в 2017-м году. Реформу ожидали уже много лет, поскольку прежняя система была очень запутанной для бизнеса, а также очень удобной для коррупции.
Десятки разнообразных налогов на федеральном и местном уровнях заменили одним прямым налогом — "Налог на товары и услуги".
Последний представляет из себя подобие НДС, однако имеет 5 разных налоговых групп в зависимости от сферы применения. Ставки по разным группам отличаются: 0%, 5%, 12%, 18%, 28%. Такое изменение вызвало немало одобрения от МВФ и ОЭСР, а также было позитивно воспринято инвесторами, заинтересованными во внутреннем рынке Индии.
За что критикуют власть в Индии
И хотя реформа налоговой системы и борьба с теневой экономикой считаются структурными реформами, позволяющими стране сделать серьезный скачок в будущем, именно они принесли немало поводов для критики со стороны индийского населения.
Нынешняя индийская оппозиция отмечает, что налоговая реформа при недостатке администрирования на местах может завести экономику еще больше в тень. А в самой партии Моди слышатся скептические голоса по поводу проблем с другими налогами. В частности, налог на прибыль для компаний до сих пор один из самых высоких во всем мире, что неслабо тормозит инвесторов и отдает преимущество другим конкурентам в регионе.
Демонетизация и вовсе стоила стране 1,5% роста в 2017-м, а оценив ее результаты, правительство на один пункт уменьшило прогнозы роста на ближайшие два года. В результате реформы пострадал малый бизнес, обеспечивающий существенную долю рабочих мест в стране. И, как результат, рост экономики не привел к сокращению безработицы — одной из крупнейших проблем современной Индии. Ударила реформа и по АПК с сельским хозяйством, обеспечивающем более половины доходов граждан Индии. Реальные доходы не успевают за ростом экономики, что провоцирует критику урезания социальных цен на энергоресурсы и продукты.
Остаются и другие проблемы, такие как инфляция, продолжающая съедать рост зарплат, а также уже привычные проблемы с региональным неравенством. Вызывает критику и растущее политическое давление правительства на оппозицию и меньшинства.
Предвыборный перерыв в реформах
Несмотря на это, в 2019-м году у БДП есть все шансы сохранить власть на очередных выборах. Инвестиции в инфраструктуру и экономический рост так или иначе заденут большую часть Индии. Отсутствие коррупционных скандалов и успехи во внешней политике дадут Моди немало козырей по сравнению с оппозицией.
Помогут и долгосрочные независимые от правительства факторы — рост населения наконец вышел на контролируемые и прогнозируемые величины. При этом из-за отказа от радикальной политики по сокращению рождаемости в долгосрочной перспективе Индия имеет шансы на более сбалансированную возрастную структуру, чем у Китая.
Иностранные эксперты и обозреватели подстегивают Моди не останавливать темп реформ, ведь при более успешной дерегуляции страна может расти и на 10-12% в год вместо 7-8%. Однако куда вероятнее, что индийский лидер возьмет паузу в радикальных изменениях и попробует спокойно переизбраться в 2019-м, пожиная плоды прежних трудов.
Обещание Моди удвоить экономику до 2025-го может оказаться слишком оптимистичным, но выход страны из региональных тяжеловесов в мировые практически гарантирован. А значит к стране будут все чаще прикованы взгляды не только из Пекина, но и из Брюсселя и Вашингтона.
АЛЕКСАНДР КОСТРЫБА
Инф. delo.ua
e-news.com.ua