Летучие мыши и SARS
Вспышка тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС или SARS) 2002-2003 годов была вызвана коронавирусом, но источник этого патогена так и не был точно установлен. Исследователи в 2005 году сообщали, что, судя по всему, вирус распространился от летучих мышей, но сначала он перешел на виверровых котов, а потом уже на людей.
Но дело может быть не только в виверровых котах. Согласно данным доктора Питера Дазцака, сотрудника EcoHealth Alliance (Нью-Йорк), из крови китайских подковоносых мышей удалось выделить патогены, генетически очень похожие на коронавирус SARS. Об этом исследователи сообщали в издании Nature.
Самым страшным из них можно назвать SL-CoV-WIV1, который способен использовать человеческий ангиотензинпревращающий фермент (АПФ) II для проникновения в клетки – эту же молекулу использует коронавирус SARS. Это открытие предполагает, что «подобные SARS коронавирусы очень разнообразны и распространены среди летучих мышей Азии, а потенциал для их будущих превращений остается огромным».
Нынешняя вспышка ближневосточного респираторного синдрома (MERS) тоже вызвана коронавирусом, который, предположительно, перешел от летучих мышей. Но пока ученые не восстановили цепочку, которую этот возбудитель проделал от своего резервуара в дикой природе до человека. Результаты доктора Дазцака предполагают, что и в ней может быть промежуточное звено.
Двойной удар по ревматоидному артриту
Добавление ингибитора ангиогенеза к терапии ингибиторами фактора некроза опухоли (ФНО-альфа) может повысить эффективность биологической терапии ревматоидного артрита. Таковы результаты исследования, презентованные на ежегодной встрече Американского колледжа ревматологии в Сан-Диего.
Исследование показало, что субклиническое воспаление, которое влияет на способность пациента достичь ремиссии при ревматоидном артрите, может быть вызвано неоваскуляризацией в воспаленном суставе. К таким выводам пришел Брайан Нэйман и его коллеги из биотехнологической компании MedImmune в Гейтерсберге (Мэриленд, США). Вдобавок, проведенное ранее исследование выявило повышенный уровень факторов ангиогенеза в суставах пациентов с ревматоидным и псориатическим артритом.
Чтобы изучить влияние ингибиторов ангиогенеза на РА, была проведена серия экспериментов на животных моделях. Исследователи давали мышам ингибиторы ФНО-альфа вместе с антителами, направленными против медиатора ангиогенеза ангиопротеина-2. Исследование показало выраженный клинические ответ на такую комбинацию препаратов – результат лечения был гораздо лучше, чем при монотерапии ингибиторами ФНО-альфа.
Стафилококк и зуд при экземе
Хорошо известно, что Staphylococcus aureus связан с экземой, но механизм до сегодняшнего дня оставался тайной.
В культуре исследователи идентифицировали дельта-токсин, вырабатываемый стафилококками. Это вещество индуцирует высвобождение мастоцитами микроскопических гранул, которые вызывают воспаление кожи. Штаммы стафилококка, у которых отсутствует ген дельта-токсина, не вызывают такую реакцию. Эти данные на днях опубликовал в Nature доктор Габриэль Нунес, сотрудник Школы медицины Мичигана в Энн-Арбор.
Во втором исследовании мыши, которых заразили S. aureus, ответили развитием кожного воспаления и зуда. При воздействии бактерии без гена дельта-токсина воспаление, как и предполагалось, не возникало. Кроме того, образцы S. aureus, взятые у пациентов с экземой, содержали «большие количества дельта-токсинов».
Хорошо известно, что 90% пациентов с атопическим дерматитом имеют на коже стафилококки. Но до сегодняшнего дня, как говорят ученые, все ограничивалось подозрениями, поскольку не был известен точный механизм связи между стафилококком и этим кожным заболеванием.
e-news.com.ua