• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Возрождение отельного бизнеса

    Опубликовано: 2005-12-26 09:51:00
    Украина имеет большие шансы стать туристической «меккой» Европы. Об этом говорили многие аналитики и прогнозировали чиновники самого высшего уровня. И действительно популярная в Европе оранжевая революция и конкурс «Евровидения» привлек к нашей стране внимание многих любителей туризма.

    По данным официальной статистики, прирост туристов в Украину в первой половине 2005 г., по сравнению с аналогичным периодом 2004 г., составил 16%. Количество иностранных туристов за обозначенный период 2005 г. составило 6,6 млн. — столько же, сколько за весь 2000 г. Но такие успехи имеют и обратную сторону — сфера услуг и, особенно гостиничных услуг, оказалась далеко не на высоте. На сегодняшний день в Украине принята схема классификации отелей в соответствии с их звездностью.

    Согласно требованиям Межгосударственного стандарта туристическо-экскурсионного обслуживания, уже в гостинице с одной «звездой» должны быть: отдельный от служебного вход для гостей; автостоянка, количество мест на которой не менее 10% от количества номеров; лифт (в здании высотой более трех этажей); санузлы (унитаз, умывальник, душ или ванна) не менее чем в 25% номеров и на каждом этаже; служба приема с зоной для отдыха и ожидания, а также комната бытового обслуживания. Не менее 60% номерного фонда в такой гостинице должны составлять одно и двухместные номера. Площадь 1-комнатного одноместного номера без санузла, лоджий и балкона должна быть не менее 8 кв. м, а 1-комнатного двухместного — не менее 12 кв. м.

    В гостинице с двумя «звездочками», кроме всего вышеперечисленного, должны быть еще ресторан или кафе (для гостиниц, имеющих более 50 номеров) и многокомнатные номера (апартаменты) или номера, которые могут быть соединены. Санузлы должны быть уже в 50% номеров. А количество одно и двухместных номеров — составлять не менее 80% фонда.

    Требования для трехзвездочной гостиницы еще более жестки. Это и гараж (или автостоянка) с количеством мест, составляющим 20% от количества номеров, и конференц-зал для культурных и деловых мероприятий с оборудованием для синхронного перевода, и бизнес-центр с электронными средствами связи и копировальной техникой. А также парикмахерская (при количестве номеров более 50) и бар.

    Ну а самая «крутая», пятизвездочная гостиница кроме ванн в санузлах, сауны, ресторана с несколькими залами и косметического салона (все это предусматривается и в четырехзвездочной гостинице) должна содержать еще медицинский кабинет, плавательный бассейн с сауной и ночной клуб. Площадь одноместных 1-комнатных номеров в ней должна быть не менее 18 кв. м, а двухместных — 25 кв. м и более.
    Данные же Гостурадминистрации Украины свидетельствуют о том, что процедуру обязательной сертификации прошли 892 предприятия, предоставляющие услуги размещения. Но лишь 161 из них подтвердило соответствие количества звездочек на фасаде и стоимости номеров качеству и предоставляемым услугам внутри него. На сегодняшний день в стране предоставляют свои услуги 30 однозвездочных, 43 двухзвездочных, 65 трехзвездочных, 21 четырехзвездочных и всего два пятизвездочных отеля. Высшего звания были удостоенные «Премьер-Палас» в Киеве и «Донбасс-Палас» в Донецке, которые входят в ассоциацию «Great Hotels of the World». Последний отель возник благодаря инвестициям «Систем кэпитал менеджмент» Рината Ахметова. СКМ и в дальнейшем намерена заниматься подобным бизнесом и расширять отельную сеть.

    «Наиболее прибыльный бизнес — это, безусловно, открытие пятизвездочной гостиницы в Киеве. К чему мы, собственно, и стремимся»,— заявил генеральный менеджер отеля «Донбасс-Палас» Удо Хайне.

    Позиция СКМ в этом вопросе не типична для украинского бизнеса. Большинство предпринимателей боятся вкладывать деньги в гостиничное дело. Главная причина — долгосрочная окупаемость проектов. Если строительство жилых домов гарантирует срок возврата денег на протяжении 1,5-2 лет, то гостиницы окупаются после 7-12 лет эксплуатации. До недавнего времени законодательство в сфере отельного бизнеса отнюдь не способствовало его развитию. Еще до распада СССР в этой сфере было осуществлено весьма оригинальное нововведение: установлен так называемый гостиничный сбор — особый вид налога, который составлял 20% и выплачивался вдобавок ко всем остальным налогам. Владельцы гостиниц, чтобы хоть как-то компенсировать убытки от этого сбора, решили зарабатывать в основном на иностранцах, были введены разные цены для зарубежных и отечественных потребителей гостиничных услуг, таким образом, стоимость проживания в гостиницах возросла на треть.

    Скажем, еще году в 2001-м в трехзведочной «Братиславе» цена одноместного номера за сутки для украинца была 124 грн., а для иностранца — 283 грн., в «Туристе» соответственно — 141,3 и 310,6 грн. Правда, в 2002 г. Кабмин своим постановлением отменил двойные цены при предоставлении услуг иностранцам, а Верховная Рада 1 января 20004 г. отменила гостиничный сбор. Казалось бы, все это должно было способствовать снижению цен на проживание в отелях, но так не случилось, а благодаря «уравнению в правах» украинцев и иностранцев цены даже выросли. Эксперты считают, что на то есть вполне объективные причины. Во-первых, как ни крути, а доходы населения за последние годы все-таки увеличились. Во-вторых, в Украине наблюдается устойчивое повышение деловой активности, что, как правило, неизбежно вызывает увеличение объемов так называемого «делового туризма», причем не только внутреннего, но и въездного.

    Летом этого года намерение правительства предложить к принятию новый налоговый кодекс, где был бы реанимирован гостиничный сбор, вызвало переполох отельеров. Правда, раньше он достигал 20%, а теперь его планировали установить не выше 5%. «Попытка реанимировать гостиничный сбор в момент, когда въездной туристический бизнес только начал подниматься, является прямым ударом в спину целой отрасли»,— заявил председатель национального общественного совета по туризму и курортам Евгений Самарцев. По его мнению, если предложенный налоговиками вариант пройдет, цены в отелях вырастут минимум на 15%, а убытки консолидированного бюджета за год могут исчисляться 16-20 млн долларов. К счастью для владельцев гостиниц новые изменения так и не были введены.

    Изменение правил игры на рынке гостиничного бизнеса все-таки позитивно сказались как на количестве клиентов, так и на количестве самих гостиниц. На сегодняшний день предприниматели начали вкладывать деньги в отели на 200-400 номеров. Так, например, компания «Союз Контракт Инвестмент» (Киев) выступила заказчиком строительства гостиницы по улице Набережно-Крещатицкой, 21. Гостиница может получить категорию 4-5 звезд и войти в международную сеть «Хилтон». Предпроектные предложения по строительству гостиницы были представлены на рассмотрение градостроительного совета архитектурной мастерской «Архитектурная студия Ю. Мельничук». Над предложениями также работают израильские архитекторы, а девелопером проекта выступает компания FUD (FirstUkrainianDevelopment). Также в Киеве появится 4-х звездный отель на воде. Проект по строительству реализует Херсонский государственный завод «Паллада» для компании «Навигатор». В отеле будет более 400 номеров, сдача проекта запланирована на август 2006 г. Длина отеля составит 138 м, ширина — 16 м. Недавно в Киеве по ул. Ярославов Вал, 22 открылся новый отель международной гостиничной сети RADІSSON SAS HOTELS & RESORTS. Новый отель Radіsson SAS расположился среди «посольских» кварталов в одном из живописнейших уголков центральной части Киева близ Крещатика. Отель имеет 10 уровней: 1 и 2 отведены для паркинга и рабочих помещений.

    Строительства 5-звездочного отеля стоимостью 20-25 млн. евро также планируется в Ивано-Франковске.

    В Украине расширяется сектор элитных гостиниц. Что касается рядовых потребителей, ими, конечно же, более востребован сегмент «средний минус» — две звезды. Такую гостиничную услугу популяризирует во всем мире хостел-движение (нostel — в переводе с английского — молодежная гостиница или база отдыха), в Украине — Всеукраинская молодежная хостел ассоциация.

    Сегодня хостел-сектор в нашей стране действует по такой схеме: Ассоциация заключает контракт с общежитиями, которые в период каникул работают как гостиницы. В Украине уже действуют шесть хостелов для индивидуальных гостей и групп: в Киеве (международный хостел-apartment «Ярослав» и международный хостел «Киев», открывшийся 1 июня этого года), во Львове (международный хостел «На Архипенка», международный хостел «Перлына», сезонный хостел «Банковская академия») и в Крыму – севастопольский международный хостел «Балаклава». Также открыты два хостела только для групп: в Киеве (хостел для групп «Караван» и Черкассах (хостел «Модус»). 1 сентября 2005 г. открыт очередной хостел сети Всеукраинской молодежной хостел ассоциации «Афена» на 20 мест во Львове.

    Инвестиции в гостиничный сектор в 2004 г. официально составили порядка 800 млн. грн, что в 2 раза больше, чем в 2003 г. Однако, по данным Гостурадминистрации, эта цифра гораздо больше. В Украине официально зарегистрировано 1218 гостиниц, которые отчитываются в Госкомстат по форме 1-готель, а также 3,2 тыс. санаторно-курортных и оздоровительных учреждений. Причем статистика дает информацию только по юрлицам, поэтому, когда говорят, что количество гостиниц в Украине с каждым годом уменьшается — это не так, поскольку они меняют форму собственности. На самом деле частный сектор развивается достаточно стремительными темпами. Около 4 тыс. физических лиц отчитываются перед налоговой инспекцией по форме 1-услуга.

    Также изменилась ситуация с присутствием крупных международных отельных сетей на рынке Украины. Если раньше такие крупные мировые сети как «Хилтон», «Мариотт», «Шератон», «Рэдиссон», «Кемпински» или Accor не обращали на Украину никакого внимания, предпочитая вкладывать деньги в строительство отелей на территории Турции и Египта, то теперь ситуация изменилась. «Хилтон» и RADІSSON SAS HOTELS & RESORTS стали пионерами в этом плане. По мнению экспертов, это подтолкнет другие гостиничные сети к более активной работе в Украине. В будущем году к нам, возможно, «войдет» французская гостиничная сеть Accor, которая 5 лет присматривается к рынку. Планируется, что в начале 2006 года наконец-то будет достроена первая очередь другого пятизвездочного отеля в столице – «Святая София» принадлежащая турецкой сети «Hyatt International».

    Представители иностранного капитала в целом оценивают украинский рынок гостиничного бизнеса как сложный, но перспективный для инвесторов и предлагают больше внимания уделять реализации проектов в регионах страны. Что же касается незначительного количества строящихся в Киеве и других регионах гостиниц с привлечением иностранного инвестора, это, по словам представителя компании Jonestast Фила Хадсона, имеет несколько причин. В частности, он назвал нежелание местных компаний «дать заработать западному инвестору», предпочитая «направлять средства в теневой сектор». Кроме того, Ф. Хадсон отметил сложности при получении разрешений в местных органах власти, где необходимо «пройти 139 шагов и на каждом получить 25 подписей», при сертификации, а также проблемы при выделении земельных участков и множество бюрократических «рогаток».
     
    Многие местные бизнесмены обеспокоены только ближайшей перспективой, поэтому отсутствует команда, на которую может положиться западный инвестор. В то же время представитель компании Spinks Davy (Ukraine) Ричард Спинкс заметил, что сегодня складываются благоприятные условия для «возможности заработать в регионах». Предпочтительным Р. Спинкс, в частности, назвал тот факт, что в регионах земельные участки можно купить значительно дешевле, чем они будут стоить со временем, практически отсутствие проблем с приватизацией земли, проще решаются многие другие вопросы. При этом он отметил, что наиболее интересны в плане реализации проектов крупные города — Харьков, Донецк, Днепропетровск. В целом прогнозы оптимистические, но многое будет зависеть от политики государства на рынке. Уже сейчас Гостурадминистрация совместно с Госстандартом намерены внести изменения в правила обязательной сертификации гостиничных услуг. «Ранее гостиницы получали свои „звезды“ как бы авансом, с тем условием, что позже они поднимут уровень услуг и качество своих номеров до необходимых стандартов. Но, к сожалению, мы видим, что многие из них остановились в своем развитии на достигнутом»,— прокомментировала ситуацию начальник отдела по координации средств размещения и инвестициям
    Государственной туристической администрации Украины Людмила Мещерских. Новые правила сертификации могут повлиять на динамику развития отельного бизнеса, но, одновременно, будут способствовать повышению качества предоставляемых услуг. Это в свою очередь станет залогом прибыльности и процветания гостиничного бизнеса в Украине.
     
    Владимир Володько,
    корреспондент
     
    ELCOMART News
    (www.e-news.com.ua)
     
     
     
    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.