Томас Сич, президент американского медицинского института Говарда Хьюза, и его коллеги сделали большой шаг к раскрытию тонкостей механизма старения организмов.
Биологи сумели составить объемную модель белка, отвечающего за наращивание и сокращение концов хромосом — участков, называемых теломерами.
Теломера состоит из тысяч нуклеотидных пар, не кодирующих в организме никакой белок. Однако эти окончания хромосом играют важную роль при делении клеток и с каждым таким делением — сокращаются, выступая в некотором роде как часы для клеточного старения.
Еще в 2001 году ученые выяснили, что белок POT1 — единственный, способный связываться с концами хромосом, и как при его недостатке, так и при избытке — клетка испытывает проблемы.
Дрожжи, мыши или растения, как ранее выяснилось, имеют свои версии белка POT1, и установление структуры человеческого его варианта было бы огромным прорывом в исследовании старения. И вот авторам новой работы удалось кристаллизовать этот белок в комплексе с фрагментом ДНК и получить его изображение на рентгеновской дифракционной установке.
Выяснилось, что в отличие от всех прежних версий человеческий POT1 требует для связывания участок в 10 нуклеотидов (а не шесть, как другие), а также может закрывать сразу 12 нуклеотидов. Еще неизвестно точно — чем вызвана такая разница.
Кстати, обычно этот белок как бы закрывает собой концы хромосом, защищая их от воздействия фермента под названием теломераза, имеющегося в клетке.
Если бы этой защиты не было — концы хромосом наращивались постоянно. А вот механизм, открывающий доступ теломеразы к теломере — также еще лишь предстоит выяснить, говорят ученые.