Председатель правления страховой группы «ТАС» Валерий Суксин уверен, что пока у схемного страхования есть свое лобби в госструктурах, настоящее страхование будет ему проигрывать...
– Как вы оцениваете состояние отечественных страховых компаний?
– Страховая компания – это подушка безопасности для экономики и поддерживающих ее предприятий. В Украине она ненадежна, а возможности отечественных страховщиков ограничены. За рубежом 90% прибыли компаний классического страхования формируется за счет инвестиционного дохода от размещения накопленных резервов. Таких резервов у украинских «классических» страховщиков по-прежнему мало. Для всех нас, кто хочет видеть страхование в Украине хотя бы на уровне Центральной и Восточной Европы, очень важный фактор – поддержка государства.
– На какие основные проблемы страхового сектора вы обратили бы внимание Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг?
– Я как представитель страховой компании не могу указывать регулятору, что ему делать, однако могу дать совет. Прежде всего, необходимо хорошо разобраться в состоянии на рынке. Госфинуслуг пытается это сделать, но существенно улучшить ситуацию своими действиями у них не получается из-за обобщенного подхода.
Сейчас активно работают два типа страховых компаний: классические и те, которые используются для оптимизации налогообложения. Они требуют разного подхода. Решения Госфинуслуг, которые являются позитивными для классических страховщиков, негативно влияют на работу оптимизаторов. И наоборот.
Государству и регулятору необходимо определиться, какой сектор им важнее в перспективе, и только после этого действовать.
Вторая проблема – преодоление лобби, обслуживающего большую часть украинского рынка псевдострахования, которое приносит хороший заработок. Я с уважением отношусь к своим коллегам, представляющим «неклассические» сегменты рынка, однако, на мой взгляд, пришло время, чтобы дифференцировать регуляторные механизмы.
– Вы могли бы поточнее определить, где действует это лобби?
– Вопрос сложный. Есть люди, заинтересованные в сохранении статус-кво на страховые оптимизационные схемы. Лобби есть у всех, кто зарабатывает на несовершенстве закона. Виктор Суслов (председатель Госфинуслуг. – «ДЕЛО») отобрал в прошлом году у шести из десяти крупнейших страховых компаний лицензии на ведение страховой деятельности за нарушения при оптимизации налогообложения. Потому что эти компании, где работает лишь несколько человек, умудрились, тем не менее, за несколько месяцев провести через себя 1,5 млрд. грн., страхуя несуществующие риски. Этих денег, понятное дело, никто уже не найдет.
Поэтому, к сожалению, первые позиции на нашем рынке занимают компании, которые к классическому страхованию имеют весьма отдаленное отношение. Так, «Оранта», которой принадлежит наибольшая часть рынка классического страхования, стоит в рейтинге страховщиков всего лишь на 18-м (!) месте.
– То есть вы поддерживаете тех участников рынка, которые говорят о первой десятке страховых компаний, как о темных лошадках?
– В принципе, да. Ведь если внимательно присмотреться к этим страховщикам, то вы обнаружите там около десяти крупных клиентов и только один вид страхования. Такие компании на первом месте по объему «пропускаемых» средств, а не по количеству клиентов и заключенным страховым договорам. Это не страхование.
– Вы верите в то, что от схем в страховании можно избавиться?
– Бороться можно как угодно долго. Но вот вам пример: ставка налогообложения прибыли предприятия составляет 25%. А при использовании части денег в страховой схеме – всего 3%. Вот пока эта разница в 22% будет существовать на законном уровне, до тех пор схемы будут существовать.
Даже постоянные заявления чиновников о скором переходе страховщиков на налог 25% от прибыли лежат в сфере интересов того самого лобби, которому гораздо выгоднее платить 3%. Классические страховщики, по нашим подсчетам, выигрывают при переходе на новую ставку налогообложения.
– Однако среди активных борцов за переход на 25%-ную ставку налогообложения что-то не видно крупных классических страховых компаний, в том числе и вашей. Почему?
– Потому что сразу же мы окажемся в неприятной ситуации. Тогда будем вынуждены постоянно доказывать Налоговой администрации, что наши расходы связаны действительно со страхованием.
Страховщики избавлены от этого, когда платят сегодняшние 3%. Валовой доход прозрачнее, чем прибыль. И сегодня проверки налоговиков направлены только на то, чтобы выявить, все ли доходы показаны.
При новой ставке все будет гораздо сложнее. Ведь не всегда квалификация налогового инспектора позволяет ему правильно разобраться в показателях прибыли и расходов страховой компании. А это чревато дополнительными санкциями с их стороны. Это нас и останавливает.
– Если новые правила налогообложения все же будут приняты, как это повлияет на количество игроков на страховом рынке?
– Для компаний, которые поддерживали свою деятельность только инструментами от оптимизации, выбор будет невелик – либо закрываться, либо переходить на «классику». Думаю, из 360 страховых компаний останется как минимум 50, и они будут зарабатывать только на классическом страховании.
– Продолжается конфликт между Госфинуслуг и страховыми брокерами: регулятор хочет запретить им брать вознаграждение и от страховых компаний, и их клиентов одновременно). Чью сторону принимаете вы?
– Я бы принял сторону бизнеса, то есть брокеров. Посоветовал бы Госфинуслуг не накалять ситуацию еще на одном проблемном участке национального страхового рынка – посредниках.
Регулятору стоит воспользоваться опытом соседних государств, где брокеры –немаловажная часть страхования. Тем более что квалифицированных и опытных страховых агентов сейчас достаточно мало, как и брокеров. Последние выступают в роли хорошей и благоприятной среды для расширения и увеличения рынка страховых услуг в любой стране. Именно они консультируют клиентов и помогают распространять страховые продукты. Брокер, в отличие от агента, выполняет очень значимую функцию – предоставляет потенциальному покупателю возможность выбора.
– Хватает ли страховым компаниям молодых специалистов в сфере страхования?
– Их просто нет. Мы предпочитаем принимать на работу молодых людей, обучавшихся финансам, нежели страхованию, как его сейчас преподают в университетах. Специалистов приходится учить уже в процессе работы.
– Сейчас ряд иностранных страховщиков проявляет все больший интерес к украинскому рынку. Что интересует их?
– Инвестора при приобретении страховой компании интересует, прежде всего, диверсифицированность клиентской базы. Проще говоря, компания, которая имеет 10-15 даже очень крупных клиентов, будет оцениваться ниже, чем страховая компания с большим количеством клиентов помельче.
– Проявляют ли активность зарубежные инвесторы по отношению к страховой группе «ТАС»? Как продвигаются ваши переговоры с чешской группой PPF и российской компанией «РОСНО»?
– Я пока не могу комментировать этот вопрос. Замечу лишь, что мы не собираемся в ближайшее время продавать страховую группу «ТАС».
Автор: Никита КОВАЛЕНКО
Газета "ДЕЛО" № 46