• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Что дороже — ОСАГО или жизнь?

    Опубликовано: 2005-12-07 12:05:00
    По прошествии 11 месяцев вступления в силу Закона Украины об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности (ОСАГО) страховщики стали призывать владельцев транспортных средств активнее покупать полисы ОСАГО. К этому их вынуждает, по словам президента Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александра Филонюка, не реальность неадекватного отношения к приобретению полиса украинскими автолюбителями, а скорее забота о жизни украинских граждан, попадающих под колёса ретивых водителей. К тому же с 20 октября текущего года начали действовать основные изменения к Закону Украины по ОСАГО, которые урегулировали некоторые коллизии, изменили положения о регламентных выплатах, уменьшили страховые платежи, установили льготы пенсионерам и социально незащищённым гражданам.
     
    Начиная с 20.10.05, освобождены от страхования гражданской ответственности собственники транспортных средств (ТС) уже не двух, а четырёх категорий. К участникам боевых действий и инвалидам I группы добавились инвалиды войны и лица, которые управляют ТС, принадлежащим инвалиду I группы, в его присутствии. Теперь 50% льготы имеют владельцы транспортных средств с объёмом двигателя до 2500 см³(раньше было только для ТС с объёмом 1600 см³), а также помимо пенсионеров и инвалидов II группы льготы предоставляются ещё и участникам войны и «чернобыльцам» I-II категории.
     
    Появились и бонусы — при условии составления договора на один год одним страхующимся лицом на ТС от 5 до 10 единиц, сумма полиса уменьшается на 5%, от 10 до 20 ТС — на 10%, а от 20 и больше — на 15%.
     
    Нововведением стало то, что в регламентных выплатах ущерб, нанесенный лицом, которое не застраховало ответственность, возмещает Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ), за исключением ущерба, нанесённого ТС потерпевшему и имущества находящегося в этом ТС. МТБСУ не возмещает убытки потерпевшим, если они могут удовлетворить свои требования на основе других видов страхования.
     
    «Страховщики,— говорит А. Филонюк,— взяли на себя ответственность за жизнь украинцев, и в ОСАГО их привлекает не столько коммерческая сторона, сколько цивилизованные отношения владельцев транспортных средств между собой на проезжей части дороги, и ответственность перед участниками дорожного движения — просто пешеходами, переходящими дорогу».
     
    «Автогражданка» скрипит, но продвигается
     
    Полисы ОСАГО, или как называют их в народе «автогражданка», были введены в Украине с 1 января 2005 года. Принятый неоднозначно собственниками автотранспорта закон, так и не стал пока правилом жизни, не смотря на наше стремление двигаться к цивилизации. Ведь, установленный впервые в США, такой закон действует в 44-х странах европейского региона: в Скандинавии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Германии и т. д.
     
    Что касается Украины, то впервые об этом законе было заявлено ещё в 1996 году в законе «О страховании». Указанный закон установил обязательное страхования, его тарифы, а также функции централизованного органа МТСБУ. Вместе с тем, не были введенымеханизмы контроля над соблюдением норм закона. В связи со сложившейся ситуацией полисы страхования ответственности обязательным атрибутом автовладельцев так и не стали.
     
    Законопроект ОСАГО неоднократно отклонялся ВРУ и отправлялся на доработку в 2003–2004 гг. И лишь 22 июля 2004 года Президент Украины Л. Кучма подписал Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств», который вступил в силу с 1 января 2005 года. Несколько пунктов Закона должны были вступить в силу спустя 3 месяца (с 1 апреля 2005 г.) после вступления в силу всего Закона.
     
    Председатель Госфинуслуг Виктор Суслов отмечает, что ключевым пунктом закона является отмена возмещения за счет Моторного бюро по незастрахованному транспорту. «Если я кого-то ударю, за меня заплатит компания. Если ударит тот, кто не купил полис, он просто будет платить за свой счет в судебном порядке».
     
    Очевидно, среднестатистическому украинцу проще жить и действовать по старинке и в случае ДТП самому обращаться в суды для возмещения убытков имущественных, да и по случаю потери трудоспособности или, не дай Бог, жизни близких или друзей, находившихся во время ДТП в машине.
    Ох, как не легко проводится в жизнь, казалось бы, необходимое правило для самих же владельцев автотранспорта и это притом, что статистика случаев ДТП прямо-таки — ужасающая.
     
    По статистике, на территории Украины по вине водителей всех видов транспортных средств за период с 2000 по 2004 года состоялось 137 362 ДТП, в них погибли 18 890 человек и получили ранения 166 564 человек. ДТП имеют неприятную тенденцию к увеличению, и уже за период январь-сентябрь нынешнего года состоялось 25 397 случаев ДТП, погибло 3 734 человека, ранено 33 944 человека. Для сравнения: в 2000 году было — 23 439 ДТП, 3893 — погибло, и ранено — 27 652 человека. По данным МТСБУ, каждые 16 минут происходит ДТП, ежегодно происходит порядка 300 тыс. ДТП, в которых гибнет почти 5 тыс. человек и травмы получают 60 тыс. человек. В столице, к примеру, 23 ноября произошло 75 ДТП.
     
    По оценкам экспертов, ежегодные убытки лишь от повреждения транспортных средств составляют более 2 млрд. грн., при этом каждый третий водитель не способен возместить причиненный вред. По данным ГАИ, 75% ДТП происходят по вине водителей. Количество погибших в ДТП в Украине в 10 раз больше, чем в развитых странах. При этом 25% из них трудоспособного населения.
     
    Следует учесть ещё и то, что количество транспортных средств в Украине постоянно увеличивается — за пять последних лет оно выросло в два раза, что создаёт интенсивность движения и аварийность на дорогах. Почти 80% автотранспорта имеет возраст более 10 лет, и это тоже достаточный риск на дорогах. На сегодня возможность попасть в ДТП в Украине в 4-5 раз выше, чем в Европе.
     
    Мы перешли в третье тысячелетие, но, к сожалению, библейское понятие «люби ближнего, как самого себя», так и не прижилось в морали народа. Народ не только не любит ближнего, но не любит и самого себя, да, в конце концов, свой труд, свой автомобиль, не бережёт заработанные деньги на авто, свою жизнь и жизнь близких людей.
     
    Даже после предупреждения, что в соответствии с законом, с 1 апреля 2005 года будут вводиться штрафные санкции от 8,5–17 грн за отсутствие страхового полиса ОСАГО, водители не спешили их покупать.
     
    По данным МТСБУ, количество проданных полисов с января включительно по октябрь 2005 года на 01.11.05 составило 2 млн. 021 тыс. 620 полисов ОСАГО. Из них льготных 162 583 полиса.
     
    Меньше всего полисы покупали в январе (7 890), в феврале (89 180) и октябре (110 025). Наиболее активными были месяцы март(311 036) и апрель (457 133), когда правительство предупредило, что при отсутствии полиса будут штрафовать, затем продажа полисов увеличилась лишь к июлю (312 799), очевидно, когда автовладельцы проходили плановый техосмотр. Все другие месяцы свидетельствуют о том, что в основном автовладельцы покупку полиса ОСАГО проигнорировали.
     
    По данным МТСБУ, полисы ОСАГО за прошедший период приобрели чуть боле 17% автовладельцев Украины.
    Ранее по предварительным расчётам предполагалось, что при условии, что средняя стоимость полиса — 250 гривен, а купят их — три четверти автолюбителей, страховой рынок соберет до двух миллиардов гривен.
    Реально получилось следующее: сумма полученных платежей за январь-октябрь 2005 г. составила 367 252339,53 грн., из них — 72% (264 421 684, 46 грн.) в резервных фондах СК для оплаты страховых возмещений, 20% — на ведение дел в СК, 5% — отчисления в ФЗП (Фонд защиты потерпевших), 3% — налоги. Средняя стоимость полиса ОСАГО по тарифам составила 181,66 грн., которая на протяжении 9 месяцев изменялась с 308,67 грн. в январе 2005 г. до 194, 26 грн. в октябре, самая низкая стоимость полиса была в июле — 125,58 грн. Средняя стоимость по льготным тарифам составила — 66,07грн.
     
    Страховых случаев с января по октябрь 2005 года было заявлено — 12 180. В январе — 61 случай, в феврале — 137, в марте — 231, в апреле — 876, в мае — 129, в июне — 1397, в июле — 1664, в августе — 1991, в сентябре — 2069, в октябре — 2460.
     
    Сумма страховых возмещений МТСБУ по полисам ОСАГО за это же время составила 19 млн. 530 тыс. 670,98 грн.
    Если на 1 января сумма страховых возмещений по ОСАГО равнялась нулю, то уже на 1 февраля было выплачено 27 тыс. 832,90 грн. Первый миллион выплат пришелся на 1 мая (1млн. 019 тыс. 761,64 грн), третий — на 1 июля (3 млн. 585 тыс. 802,08 грн.), на 1 августа он состави 6 млн. 243 тыс. 353,38 грн, на 1 сентября — 10 млн. 027 тыс. 696,36 грн., на 1 октября — 14 млн. 444 тыс. 004, 95 грн. и на 1 ноября сумма достигла 19 млн. 530 тыс. 670,98 грн., увеличившись за октябрь на 35,2%.
     
    Как видим, на 12 180 заявленных страховых случаев страховыми компаниями было сделано страховых выплат по возмещению убытков имущества, по жизни и здоровью на сумму 19 млн. 530 тыс. 670,98 грн. То есть говорить, что страховые компании ловчат или стараются уйти о страховых выплат — не приходится.
     
    Заниматься «автогражданкой» для страховых компаний — дело чести.
     
    Эксперты предполагали, что такой вид страхования, как ОСАГО, прибыльным окажется не ранее чем через год, но таких результатов никто не ожидал. И не смотря на это страховщики считают, что за ОСАГО будущее, так как этот вид страхования станет массовым и поможет отечественному страховому рынку развиваться. По их мнению, для того, чтобы полис ОСАГО был у каждого владельца транспортных средств необходима комплексная программа, в которой принимали бы участие и страховые компании, и патрульно-дорожная служба, и автоинспекции, и средства массовой информации. «Важен не только комплекс знаний, а их качество»,— убеждён А. Филонюк, ссылаясь на слова великого русского писателя Льва Толстого.
     
    Обеспечение обязательного страхования «автогражданки», согласно ст. №21 закона, должно осуществляться органами ГАИ на территории Украины. В предложенном законопроекте о реорганизации ГАИ этот контроль предусмотрен при регистрации и перерегистрации транспортного средства (ТС), технического осмотра ТС, в случаях нарушения ДТП и в содеянном ДТП. А также изменениями к закону ОСАГО (от 20.10.05) предусмотрено выдавать специальный знак государственного образца при заключении страхового договора страхующемуся. Как сообщило руководство МТСБУ, в настоящее время в процессе завершения создание Единой электронной базы МВД и Государственной таможенной службы всех транспортных средств Украины, куда будут включены и позиции имеющихся полисов ОСАГО и «Зелёной карты».
     
    Страхование гражданской ответственности — вещь необходимая, и за рубежом она не вызывает никаких вопросов. В Украине механизм действия ОСАГО запускается со скрипом. Люди не хотят платить страховые взносы, ссылаясь на то, что многие компании пытаются увильнуть от выплат, и это настораживает автовладельцев.
     
    Президент ЛСОУ считает, что автовладельцы поступают неграмотно потому, что не знают своих обязанностей и прав. В стране мало информации об ОСАГО, а если есть, то порой она негативная, в том смысле, что даже депутаты требовали отменить «грабительский закон» ОСАГО, вспомните весенние выступления депутата Б. Губского («Единая Украина»), призывавшего кборьбе за народ в парламенте и под его стенами. Да, и Госавтоинспекция отказалась проверять у водителей наличие страховки — всё это сделало свое дело.
     
    Страховщики не согласны с тем, что закон грабительский, и что цена полиса слишком велика для украинских граждан. Во-первых, цена полиса структурирована, и если расчетная величина базового платежа составляла 291,49 грн., а средняя цена полиса — 250-450 грн, то средняя цена полиса за 9 месяцев составила уже 194, 26 грн, и во-вторых, появились льготные тарифы, средняя цена которых за 9 месяцев составила — 66,07 грн.
     
    По словам президента МТСБУ Владимира Романишина, «чтобы проводить выплаты по имуществу, нужно, чтобы уровень застрахованных был 70–80%», чего не произошло за 9 месяцев текущего года. Это означает, что Моторному бюро приходится оплачивать ущербы из своего кармана. Между тем денег на выплаты в фонде пока явно недостаточно. МТСБУ, тем временем, по-прежнему проводит выплаты по жизни и здоровью потерпевших. Материальный же ущерб оплачиваться лишь в том случае, если владелец разбитого автомобиля имеет полис автоответственности.
     
    Предусмотренный законом лимит ответственности страховой компании по возмещению убытков по имуществу составляет 25 500 грн., а по жизни и здоровью — 51 000 грн.
     
    Для эффективной работы страховых компаний МТСБУ создано три организации: Фонд защиты потерпевших, Фонд стразовых гарантий («Зелёная карта»), Фонд предупредительных действий.
     
    Финансовые гарантии обеспечивает Фонд защиты потерпевших с обязательным взносом страховых компаний не менее 100 000 евро.
    Полисы страховым компаниям выдаёт МТСБУ, причём наличие членства в Бюро не есть обязательным условием. Полисы выдаются соответственно квоте. К примеру, при покупке 50 000 полисов из расчёта на один календарный год, страховая компания должна заплатить ещё гарантийный взнос 100 000 в эквиваленте евро, что является финансовой гарантией 100 000 в эквиваленте евро. При выдаче полисов свыше 50 001 увеличивается и гарантийный взнос. Свыше 500 000, он уже 500 000 евро. Таким образом МТСБУ гарантирует, что все возмещения убытков и по имуществу, и по жизни и здоровью будут осуществлены страховой компанией.
     
    На сегодня осуществляют страхование ОСАГО до 80 страховых компаний.
    В первую десятку компаний по количеству проданных полисов ОСАГО входят: НАСК «Оранта», УСК «Княжа», АО «УПСК», УСК «Гарант-Авто», АО «УПСК», СГ «ТАС», АО «УТСК», СК «Универсальная», УАСК «АСКА», АСК «ИНГО Украина», СО «Глобус».
     
    На помощь приходит аварийный комиссар
     
    Если вы попали в ДТП, сэкономить время, силы и средства для потерпевших помогу вам аварийныйные комиссары, которые уже с апреля текущего года начали работать в Украине.
     
    Вы долго не будете собирать справки, обивать пороги в ГАИ и страховой компании, а получите правовую консультацию, независимую техническую экспертизу (определение размера ущерба) и справедливое страховое возмещение — во всём этом вам поможет аварийный комиссар, которого можно увидеть уже сейчас на дрогах Украины.
     
    Аварийный комиссар — профессия для нас новая, редкая и необычная. Когда точка зрения страховщика и автоинспектора расходится, а участники произошедшей аварии не могут установить, кто же на самом деле является виновным, тут появляется он — аварийный комиссар, который установит причину страхового случая и определит размер нанесённого ущерба. Не каждый сможет быть комиссаром. Для этого надо быть объективным и беспристрастным, иметь высшее техническое или юридическое образование и обязательно получить сертификат аварийного комиссара и оценщика. Первый подтверждает квалификацию для установления причины страхового случая. Второй сертификат даёт право как эксперту определять нанесённый имущественный ущерб, вследствие ДТП. Аварийный комиссар очень важный человек. Он ведёт своё собственное расследование аварии и выдает ей свой вердикт. Поэтому такие эксперты уже на сегодня нужны как страховым компаниям, так и организациям, которые выполняют услуги, как ассистенты страховщиков.
     
    Информация для пешеходов
     
    В заключение хотелось бы сказать несколько слов и для пешеходов, поскольку «Автогражданка» как нормативный документ в первую очередь защищает нас — простых пешеходов. Даже в том случае, если наша жизнь не застрахована страховым полисом, в случае наезда на нас автомобиля на пешеходном переходе, мы в любом случае получим деньги за нанесённый нам ущерб. За всё уплатит страховая компания, в которой водитель купил страховой полис, Даже если водитель исчез с места аварии, всё равно ущерб компенсируется из резервного фонда Моторно-транспортного бюро.
     
    Анна Тихая,
    корреспондент
     
    ELCOMART News
    (www.e-news.com.ua)



    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.