Вопрос компенсации за утраченное или поврежденное имущество сегодня волнует многих переселенцев.
Некоторые из них пытались добиться материальной компенсации от государства в судебном порядке, но еще большее количество временно перемещенных лиц давно утратило надежду на то, что им вообще кто-то что-либо компенсирует.
И не обязательно речь идет о разрушенном доме или квартире. Очень часты случаи повреждения автомобилей и другого движимого имущества переселенцев во время обстрелов. Но, как показывает практика, ВПЛ намного легче найти силы и возможности самостоятельно починить поломку и компенсировать себе ущерб, нежели добиваться справедливости и поддержи от органов государственной власти.
Так или иначе, юристы МОО «Луганское землячество» в рамках проекта «Скорая юридическая помощь», который реализовывается при поддержке ПРООН в Украине и Правительства Японии, разъяснили законодательные гарантии украинцев на право материальной компенсации.
В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 1177 Гражданского Кодекса Украины, вред, причиненный имуществу физического лица вследствие преступления, возмещается государством, если не установлено лицо, совершившее преступление, или если лицо является неплатежеспособным.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 41 Конституции Украины, никто не может быть противоправно лишен права собственности.
То есть, если нарушены конституционные права лица, суд должен их защищать, возмещать нанесенный материальный вред за счет государства на основании Конституции.
Вместе с тем, ст. 19 ЗУ «О борьбе с терроризмом» четко определяет, что возмещение вреда, причиненного гражданам террористическим актом, проводится за счет средств Государственного бюджета Украины в соответствии с законом и с последующим возмещением суммы такого возмещения с лиц, которыми причинен ущерб.
Таким образом, ни один законодательный акт не освобождает государство от обязанности возмещения ущерба в результате военного конфликта на востоке Украины. Тем более, что согласно ст. 56 Конституции Украины, каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального или морального вреда, причиненного их незаконными решениями, действиями или бездеятельностью.
Другое дело – ущерб, нанесенный противоправными действиями третьих лиц. В таком случае все зависит от квалификации таких правонарушений, возможности привлечения виновных субъектов к ответственности, так же от определения виновной стороны.
Так или иначе, лицам, имущество которых пострадало от ведения боевых действий необходимо максимально фиксировать любыми способами все факты и обстоятельства, которые в дальнейшем могут стать доказательствами того, что вред действительно был причинен (фото, видео, документальная фиксация).
Напомним, что Кабинет Министров Украины сегодня разрабатывает положение, которым намерен урегулировать порядок компенсации ущерба переселенцам за их утраченное или поврежденное имущество. В данный момент, несмотря на длительность конфликта на востоке постоянно растущее количество ВПЛ, подобный документ (порядок) в Украине отсутствует.
Пресс-служба МОО «Луганское землячество»
e-news.com.ua