Референдум, назначенный премьер-министром Греции, — плохая идея, но на данном этапе она наилучшая из возможных.
Греческие банки были закрыты во избежание обвала; переговоры с европейскими кредиторами о новой программе экстренной финансовой помощи заморожены; у Афин нет денег, чтобы выплатить 1.6 млрд евро долга Международному Валютному Фонду во вторник, а это угрожает дефолтом и выходом из зоны евро, — пишет the New York Times.
Столкнувшись с условиями кредиторов, которые он отверг как "оскорбительные", премьер-министр Алексис Ципрас в воскресенье неожиданно заявил, что ставит этот вопрос на голосование греческого населения в ходе референдума, назначенного на 5 июля.
Ставить такой сложный и судьбоносный вопрос в такой краткий срок перед народом, уже крайне растерянным и потрепанным, чревато опасностью. Но с учетом возможных серьезных последствий греки заслуживают шанс сказать, хотят ли они оставаться в зоне евро со всеми соответствующими жертвами или готовы к ближайшей перспективе краха и долгосрочной неизвестности выбора. По меньшей мере, кредиторы Греции должны продлить крайние сроки платежей до того момента, пока не услышат мнение греческих участников референдума.
Объявленный в понедельник вопрос референдума вызовет у голосующих недоумение, но в действительности это не важно. Детали требований, из-за которых провалились переговоры, в основном связаны с пенсиями и налогом на добавленную стоимость, и от них не зависит финальный исход игры. С этой точки зрения не имеют большого значения продолжительные обвинения в немецких и греческих изданиях, что расточительных греков нужно научить жить по европейским правилам; что постоянные требования экономии со стороны Германии и других кредиторов послужили исключительно развалу греческой экономики и ее неспособности выплатить гигантский внешний долг.
Перед греками стоит вопрос, готовы ли они отказаться от евро. Именно этот вопрос должны решить канцлер Германии Ангела Меркель, французский президент Франсуа Олланд, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард и другие члены еврозоны.
Ответом должно стать четко выраженное обязательство оставить Грецию в зоне евро. В понедельник Меркель снова произнесла фразу, которую не слышали много месяцев: "Если падет евро, падет Европа". Так называемый "Grexit" серьезно подорвет доверие к евровалюте и будет угрожать серьезными проблемами. Для Греции выход из зоны евро может означать потерю возможности получать кредиты от зарубежных инвесторов, потенциальный крах банковской системы и волну судебных разбирательств с кредиторами и поставщиками. Президент Обама донес до ведома Меркель и Олланда беспокойство американской стороны о влиянии ситуации на глобальные финансовые рынки.
Но даже если греки проголосуют за то, чтобы остаться в зоне евро, кризис не закончится. С учетом политики нынешних требований лидеров стран еврозоны страдания греков усугубятся, перспективы останутся неизменными, а Ципрас будет вынужден созвать новые общенациональные выборы.
Возможность улучшить положение вещей в конце концов зависит от еврозоны и МВФ. Они уже начали неофициальную кампанию, чтобы повлиять на греческих участников референдума и убедить их принять решение остаться в зоне евро — для этого они сделали достоянием общественности свои требования для продолжения программы экстренной финансовой помощи. Но им удалось бы обеспечить своей кампании больший успех, предоставь они грекам то, что станет стимулом остаться и внедрить реальные реформы. Речь идет о том, чтобы начать рвать их долговые бумаги.
Перевод: Екатерина Федоришина
Инф. delo.ua
e-news.com.ua