Запад помог сделать из Польши историю экономического успеха. Если сейчас он хочет прийти на помощь Украине, то должен вынести уроки из предыдущей, польской истории.
В начале 1990 гг., когда развал Советского Союза перекроил Восточную Европу, две экономики выделялись своим размером и потенциалом. Одной из них была Польша с населением 38 млн человек, второй была Украина — страна с 52 млн человек. Тогда было непонятно, которой из них суждено стать более могучей: ВВП Польши на душу населения не превышал показатели Украины, а ее экономика, тонущая в огромных долгах, быстро сокращалась. Сейчас сравнение кажется смехотворным. Экономика Украины в первом квартале сократилась почти на 18% в годовом исчислении. Поляки в три раза богаче украинцев, — пишет the Economist.
Некоторая часть этих отличий стала печальным результатом геополитики. Россия смирилась с тем, что Польша ушла на орбиту Запада; когда Украина в прошлом году попыталась двинуться в сторону Европейского Союза, Россия оккупировала Крым — и до сих пор вмешивается в ситуацию в Донецке. Европа могла предложить Польше стимул в виде присоединения к ЕС; полноценное членство для Украины в лучшем случае отложено на дальнюю перспективу. Но значение имела и реформаторская политика. Запад помог сделать из Польши историю экономического успеха. Если сейчас он хочет прийти на помощь Украине — и противостоять вредительской тактике России — ему нужно вынести уроки из той предыдущей истории помощи.
Один из уроков Польши — необходимость реструктуризировать долги. Благодаря снижению показателя соотношения долга к ВВП Польши с 83% в 1990 году до 56% в 1993 году обязательства по обслуживанию долга не парализовали экономику. В рамках программы финансирования МВФ украинское правительство ведет переговоры с кредиторами о снижении нагрузки по обслуживанию долга. Вместо того, чтобы просто продлить срок погашения, Украине необходимо позволить списание большей части суммы основного долга, которой владеют частные кредиторы, не ставя под угрозу внешнее финансирование.
Пример Польши также указывает на необходимость щедрого финансирования. Запад серьезно потратился, чтобы модернизировать Польшу. С 1990 до 2000 гг только Китай, Индия и Египет получали больше внешней помощи. В Украине МВФ — пока самый крупный источник финансирования. По его оценкам, Украине требуется около $40 млрд помощи в виде списания долгов и кредитов, но реальные потребности серьезней.
Однако предложенные внешним миром суммы были ничтожно маленькими. Америка могла бы предоставить намного больше, чем обещанные кредитные гарантии на $2 млрд, с низким риском для своих налогоплательщиков. Европейцы были еще более скупы. К середине мая ЕС предоставил €1.6 млрд ($1.8 млрд) экономической помощи. Это достойно презрения. Это в том числе потерянная возможность: годичные инвестиции в размере $6 млрд способны помочь Украине ослабить российскую хватку, став практически самодостаточной в газовом секторе к 2030 году. Наиболее ошибочно со стороны ЕС настаивать, чтобы украинское правительство выплатило $3 млрд просроченных задолженностей за импорт газа Газпрому, российскому энергетическому гиганту. По этой причине с финансовой точки зрения клуб, к которому Украина хочет присоединиться, больше навредил, чем помог.
Как и в Польше, финансирование должно быть привязано к долгосрочным структурным реформам. Правительство Украины уже предпринимает некоторые важные изменения. Становится труднее уклоняться от уплаты налогов. Чтобы улучшить финансовое положение государственной газовой монополии, Нафтогаза, цены на бытовое использование газа поднимаются в четыре раза. Это сохранило государственные финансы: в первом квартале нынешнего года Украина заявила о профиците бюджета.
Но необходимо сделать гораздо больше. Станции, которые используются Нафтогазом для измерения потоков газа, находятся в России, а это значит, что никто не уверен наверняка, сколько газа уходит в Украину: это создает множество возможностей для его откачки и незаконной продажи. Мутная правовая система Украины, закрытая для бизнеса, сопротивляется изменениям. Коррупционная машина остается нетронутой. Восстановление государственных финансов не должно происходить за счет расходов на здравоохранение и образование (расходы на них сократили).
Параллели между Украиной и Польшей не точны. Польша в 1990 гг. не потеряла территории по причине вторжения и не была уязвима перед российским экономическим шантажом. Запад не может вливать бесконечное количество денег в Украину, не ставя условий. Не может он и оттолкнуть страну, которую силой лишили промышленной базы, 2 миллиона жителей которой оказались перемещенными лицами, чья экономическая судьба зависит в большинстве своем от махинаций Кремля. Значительный пакет гуманитарной помощи Украине необходимо предоставить независимо от финансирования, связанного с реформами. С начала кризиса ЕС и его страны-члены выделили всего €139 млн помощи. В 2011 году Европейская Комиссия предлагала больше денег в помощь фермерам, которые выращивают овощи, пострадавшим от вспышки эпидемии кишечной палочки.
Перевод: Екатерина Федоришина
Инф. delo.ua
e-news.com.ua