Палата Лордов британского парламента детально проанализировала позицию ЕС по украинскому кризису и его политику в адрес России. Результаты анализа свидетельствуют, что ЕС оказался неспособен адекватно реагировать на Россию в ее нынешнем виде.
20 февраля 2015 года в печать вышел 6 отчет Комитета по делам Европейского Союза Палаты Лордов парламента Великобритании под названием "ЕС и Россия: до и за рамками кризиса в Украине". Этот отчет рассматривает причины специфических отношений между ЕС и Россией, позицию ЕС в ходе украинского кризиса и перспективы влияния этого кризиса на европейское будущее.
Продолжающийся кризис в Украине свидетельствует о том, что отношения ЕС с Россией достигли критической отметки, и ЕС, а также его странам-членам, необходимо принципиально их пересмотреть, — говорится в кратком изложении отчета.
В этом отчете мы рассматриваем факторы, которые внесли свой вклад в ухудшение отношений между ЕС и Россией, пробуем вынести уроки на будущее, и рассудить, как ЕС и его страны-члены должны реагировать на изменившийся геополитический ландшафт. Мы задаемся вопросом, как ЕС и его страны должны взаимодействовать с Россией в будущем, основываясь на трезвой оценке России в нынешнем ее виде. Большая часть доказательств получена нами в промежутке между июлем и декабрем 2014 года, а отчет этот был написан в январе и феврале 2015 года. У нас не было цели анализировать события в Украине по мере их развития, но скорее рассмотреть причины конфликта и последствия, которые выходят за рамки непосредственно этого кризиса.
Согласно нашему анализу, Россия постепенно отворачивается от Европы. Внутренние политические изменения в России способствовали возникновению противоречивых политических и экономических взглядов у ЕС и России. В свою очередь ЕС не удалось создать институциональные рамки, способные лечь в основу более надежных отношений, а страны члены не обеспечили необходимый политический контроль торговых переговоров Комиссии. Несогласие по вопросу "европейского соседства" уступило место прямой конфронтации и борьбе за политический контроль, а создание Евразийского Союза, новой политической и экономической организации, может иметь значительные последствия.
Согласно нашим наблюдениям, на ход нынешнего кризиса также оказывал сильное влияние элемент "сомнамбулизма", когда страны Союза были застигнуты врасплох событиями в Украине. В последнее десятилетие ЕС не торопился пересматривать свою политику в ответ на значительные изменения в России. Утрата коллективных аналитических способностей ослабила возможности стран членов считывать политические изменения в России и давать веский ответ. Этот недостаток понимания и возможностей был абсолютно очевиден в ходе украинского кризиса, но даже до этого ЕС не принимал во внимание исключительный характер Украины и ее уникальное расположение в рамках европейского соседства.
В краткосрочной перспективе, вероятно, взаимоотношения ЕС с Россией сосредоточатся на ситуации в Украине и Крыму. Мы приветствуем объединение стран членов вокруг амбициозного комплекса санкций и надеемся на продолжение его действия. Однако сильная санкционная политика требует четко определенной, ясно проговоренной стратегии выхода. Следовательно, в случае реального прогресса в рамках Минского Соглашения, страны члены должны быть готовы ослабить эти санкции. С другой стороны, в случае дальнейшего ухудшения [ситуации] в восточной Украине ЕС должен нацелиться на персон, близких к режиму, и расширить санкции в российском финансовом секторе. Расчленение суверенного независимого государства неприемлемо.
В политике европейского соседства ЕС и его члены предстали перед стратегическим вопросом, может ли Европа находиться в безопасности и процветать, если Россией и далее будут управлять, как сейчас. Какими бы ни были реальные намерения нынешнего российского правительства, внутреннее управление Россией и ощущение угрозы в результате этого, создают геополитическую конкуренцию в регионе. Способность ЕС влиять на внутреннюю политику России ограничена, а страны члены не выказали желания даже пытаться. Следовательно, если влияние на будущее управление Россией не стоит на повестке дня, вместо этого странам членам ЕС необходимо выработать твердую и проактивную политику, с целью справиться с соперничеством с Россией в рамках европейского соседства.
В долгосрочной перспективе ЕС, его страны члены и Россия должны научиться жить друг с другом как соседи, важные участники Организации Объединенных Наций, и как региональные державы. Диалог ЕС и России нужно поддерживать, в частности, по многим вопросам общих стратегических интересов, таких как общее экономическое пространство и новая архитектура европейской безопасности. ЕС также необходимо выработать последовательный политический подход к Евразийскому Союзу, чтобы изучить, до какой степени Россия готова вступать в отношения в рамках улучшения сотрудничества. И хотя отношения с российским правительством напряжены, связи с россиянами нужно поддерживать, продолжая сотрудничество в сфере культуры, образования и науки. Сохраняя бдительность и отказываясь уступать в принципиальных вопросах, ЕС должен ясно дать понять о своем желании предотвратить ухудшение нынешнего кризиса до аналога Холодной войны, и пригласить Россию к ответной реакции.
Перевод: Екатерина Федоришина
Инф. delo.ua
e-news.com.ua