Система прямого урегулирования в сфере обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО) может быть введена с 1 января 2016 года путем законодательных изменений. Об этом сообщил генеральный директор Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Владимир Шевченко.
«Одним из приоритетных направлений в работе бюро является постепенное внедрение системы прямого регулирования в сфере ОСАГО. Эти вопросы уже рассмотрены президиумом, было определено, что данные изменения необходимо закладывать в законодательство, поэтому готовятся проекты изменений в законодательные акты. При хорошем стечении обстоятельств с 1 января 2016 года может быть введена система прямого урегулирования», — сказал Владимир Шевченко.
Автогражданка — обязательный вид страхования: за отсутствие полиса правилами дорожного движения предусматривается штраф от 425 грн до 850 грн. Но сейчас человек по сути покупает эту страховку не для себя, а для оплаты ущерба потенциальной жертвы на дороге — автомобиля или человека, которому он нанесет урон (ДТП состоится по его вине). По нынешним правилам, пострадавшая сторона будет пользоваться услугами той компании, которую для них выбрал виновник аварии. А по новым — по принципу прямого урегулирования — к своей СК. То есть тому страховщику, у которого сам водитель купил полис ОСАГО.
«Существующая модель выплаты страхового возмещения по автогражданке напоминает рулетку для потерпевшего, ведь он вынужден обращаться за выплатой к компании, которую сам не выбирал. Повезет ему в этом случае или нет, с тем состоянием рынка, которое мы имеем сейчас (то есть попадется ли ему компания, которая осуществит выплату быстро, или которая затянет дело на год), — это дело случая», — объяснил актуальность изменений глава правления СК «Ритейл Страхование» Андрей Супрун.
Учитывая, что довольно часто страхователи выбирают компанию по цене полиса по схеме «купил и забыл» (не для себя ведь!), то шансов, что потерпевший получит выплату от СК быстро и в полном объеме, не так уж много. «Для страховой компании это тоже чужой клиент, и у нее нет мотивации для оперативной компенсации убытка пострадавшего. Закон, который обязывает компанию проводить выплату в течение 90 дней, тоже не всегда соблюдается. Поэтому средний срок выплаты по автогражданке колеблется в пределах 120 дней, а количество жалоб на страховщиков исчисляется тысячами», — развивает мысль директор департамента продаж страховой компании PZU Василий Дужак.
А при прямом урегулировании, которое уже не первый год пытаются ввести на украинском рынке, как объяснил заместитель председателя правления СГ «ТАС» Александр Тимошенко, покупатель автогражданки, который не виновен в ДТП, обращается в свою страховую, в которой он покупал полис, а не в СК виновника аварии. А страховая пострадавшего потом сама решает вопросы со страховой виновника. «Преимущество прямого урегулирования заключается в том, что клиент будет обслуживаться в своей страховой, а СК будет обслуживать своего клиента, а не чужого, что заставит компанию концентрироваться на качестве и скорости обслуживания», — объяснил он.
А если пострадавший будет получать выплату от собственной страховой компании, то и подход к ее выбору изменится. «Сейчас автовладельцы выбирают страховой полис по принципу «где дешевле», и часто даже не знают названия своей страховой компании и места ее нахождения. Да и зачем, если иметь дело с этой компанией придется совсем другим людям?», — говорит Василий Дужак. А вот после введения прямого урегулирования автовладелец начнет тщательно выбирать своего будущего страховщика, т.к. именно от его надежности и профессионализма будет зависеть качество его страховой защиты.
Сами финансисты всячески поддерживают идею прямого урегулирования, но признают, что с его введением есть некоторые сложности. «Страховщикам непросто наладить единый механизм взаимных выплат между компаниями. Какие суммы будут перечисляться, в какие сроки, каким образом — вопросов для обсуждения еще много», — сказал Василий Дужак.
По мнению Андрея Супруна, для их решения МТСБУ, в частности, должно будет создать специальный расчетный центр, который будет регулировать отношения и взаиморасчеты между компаниями по прямому урегулированию. «На сегодня, как известно, регрессы между СК работают крайне плохо, СК существенно задерживают оплаты друг другу, обращаются в суды или передают в коллекторские компании», — отметил он. Кроме того, методология расчета выплат по таким убыткам должна быть единой, чтобы избежать проблем по взаиморасчетам, когда одни будут считать, что заплатили достаточно, а другие — что им заплатили мало. Поэтому к моменту введения прямого урегулирования надо определиться с четкой методологией, чтобы возмещения были стандартными, дабы избежать споров.
При этом, по убеждению участников рынка, если механизм будет прозрачным, простым и эффективным, на протяжении уже ближайшего года с рынка автогражданки уйдет целый ряд компаний, которые не смогут работать в новых условиях.
Инф. finance.ua
e-news.com.ua