• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Мировые лидеры ищут замену ВТО

    Опубликовано: 2014-11-17 11:30:34

    США и Китай хотят создать в Тихом океане сразу две зоны свободной торговли, которые будут конкурировать.
     
    Саммит организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, который недавно завершился в Пекине, запомнился мировым СМИ в основном укутыванием Владимиром Путиным пледом жены лидера Китая Си Цзиньпина. При этом именно глава партии КНР произнес там самые важные слова, которые, возможно, станут основной для масштабного торгового противостояния в регионе Тихого океана. А возможно, и во всем мире.

    На встрече, которая обошлась Пекину в $6 млрд., его лидер сообщил, что пора наконец создать Зону свободной торговли Тихоокеанского региона, которая будет включать страны, которые создают более 40% мирового ВВП и где проживает большая часть населения Земли. По мнению китайского лидера, к 2020 году эта зона свободной торговли вполне может начать работу. Если это произойдет, то Китай станет не только экономическим, но и торговым лидером Азии и постепенно вытеснить США из этого региона.

    В Пекине не скрывают, что создают эту зону свободной торговли под себя. Эта инициатива была ответом на формирование Транс-Тихоокеанской зоны свободной торговли, которая в 2015 году уже должна заработать. Это объединение более чем десятка азиатских стран под неформальным руководством США и Австралии. И туда Китай не пригласили.

    Аналитики Института Брукингса подсчитали, что новая зона свободной торговли принесет ее участникам дополнительно более $50 млрд за первый год работы. Особенно от нее выиграют страны Азии, которые сейчас набирают экономические обороты, такие как Индонезия или Вьетнам. Им очень нужен доступ на американские рынки. В тоже время Китай теряет свой промышленный разгон и думает поддержать его за счет собственной зоны свободной торговли.

    "Маневры Пекина вокруг торговли в Тихом океане, могут принести ему и политические дивиденды. Сейчас он пользуется ослаблением США и их конфронтацией с Россией, чтобы втянуть Москву с ее ресурсами в круг своих интересов", — заявил "Делу" Карлос Брага из университета Иллинойса. По его мнению, заключив с Россией договор о строительстве газопровода на $70 млрд, Пекин теперь хочет привязать Россию и торговыми договорами. Также он хочет ослабить США в регионе.

    В глобальном смысле эти две зоны свободной торговли в одном регионе продолжают общую тенденцию, которую начали еще в 2012 году США и ЕС, объявив об ускорении работы над образованием Трансатлантической зоны свободной торговли. Теперь страны уже не рассчитывают на Всемирную организацию торговли (ВТО) и хотят договариваться самостоятельно, чтобы получить больше преференций. По мнению Ричарда Болдвина, директора швейцарского исследовательского центра CEPR, эти договора расшатывают систему ВТО больше, чем отказ стран признавать нормы этой организации и однажды могут похоронить единую систему мировой торговли.

    Через океан

    В 2009 году, когда Барак Обама впервые посетил Китай в качестве президента США, он заявил, что его главная цель — создать единую систему свободной торговли в Тихом океане. Тогда эксперты Совета по внешней политики говорили, что Вашингтон и Пекин начали негласные переговоры о гармонизации своих торговых систем. К этому процессу должна была подтянутся Япония, которой свободная торговля была нужна для того, чтобы преодолеть затянувшийся экономический кризис. Даже в Индии выражали свою заинтересованность этим проектом.

    Но потом на его пути возникли несколько значительных преград. Во-первых, в Китае отказались отпустить свою валюту в свободное плавание и до сих пор продолжают сдерживать ее рост искусственно. В Пекине утверждают, что это не имеет никакого отношения к торговле, но политики из Штатов уверенны, что КНР просто хочет поддержать своих экспортеров. И потому открывать свои рынки для более дешевых товаров означает терять большие деньги. Даже сейчас Китай завозит в штаты товаров на $340 млрд и это в 4 раза больше, чем покупает.

    Во-вторых, единую зону свободной торговли планировали строить на основе норм ВТО. А эта организация оказалась в глубоком кризисе. Раунд переговоров в Дохе, который длится уже с конца прошлого века, стал мемориальным собранием, которое не может решить, в каком направлении дальше развивать мировую торговлю. Потому в Вашингтоне и Пекине поняли, что соглашение на основе норм ВТО приведет организацию в тупик. Но при этом каждая сторона желает, чтобы именно ее интересы учитывали.

    Наконец, к 2010 году начали активно портится политические отношения между Америкой и Китаем. "Тогда в Пекине почувствовали, что США сосредоточены на Ближнем Востоке и ослабили свое присутствие на Тихом океане", — говорит "Делу" Элизабет Экономи из Института Брукингса.

    В 2012-м Китай взял курс на полное перевооружение и нарастил военные расходы на 188% по сравнению с 2009 годом. Страна заложила на своих вервях несколько атомных авианосцев и собирается к 2020-му создать самый мощный флот на Тихом океане. Это явно беспокоит США, и поэтому идея общей зоны свободной торговли начала угасать. Тем более, что в 2012-м в моду вошли двусторонние договоренности или союзы, где будет только один региональный лидер, который смог бы диктовать свои интересы.

    Удачный пример

    К 2014-му эту модель подкрепили сразу два события. Во-первых, в Северной Америке отметили десятилетнюю годовщину объединения NAFTA, которое обеспечило свободную торговлю между США, Канадой и Мексикой. За время своего существования эта инициатива нарастила торговлю на материке на $60 млрд ежегодно. И дало возможность Мексике и Канаде пережить кризис в более комфортных условиях, так как их основной экспорт идет в штаты. А с 2009-го Вашингтон защищал своих производителей от азиатских или европейских конкурентов, но ничего не делал для ограничения торговых партнеров.

    Во-вторых, идея двусторонней зоны свободной торговли в Атлантике в этом году стала, наконец, приобретать определенные очертания. По мнению экспертов, это соглашение может заработать уже в конце 2015-го и увеличить товарооборот между странами на $140 млрд. В Брюсселе и Вашингтоне не скрывают: если договор заработает, это будет самая большая и мощная зона свободной торговли в мире. Конечно, пока в ЕС настаивают на защите своих сельхозпроизводителей и запрете на ввоз американских ГМО продуктов к себе. Но это и не удивительно — в год Евросоюз тратит более 15% своего бюджета на субсидирования и льготные закупки продукции у своих фермеров. Потому в Брюсселе так заботятся о них.

    Но ярым приверженцем интеграции является федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. Ее страна смогла выйти из кризиса и нарастить рост ВВП до показателя в 2,5% в 2013 году только благодаря спросу на немецкие товары в мире. И потому выход на рынок США с населением в 300 млн человек позволит еще больше нарастить успех Берлина. К тому же, сам этот проект должен показать, что ЕС больше не сборник государств с разными целями и намерениями, а союз с единой политикой и торговой стратегией. Это должно помочь Берлину и Брюсселю убедить скептиков в том, что союз нужен всем.

    На основе этой позитивной волны азиатские страны во главе с Японией решили также поддержать идею США о создании зоны свободной торговли на Тихом океане, но без Китая.

    Две зоны

    Западные эксперты, считают, что китайское предложение так и останется больше политическим и не принесет сторонам особой выгоды. "При $5 трлн валютных резервов Пекин может позволить себе думать о продвижении своих интересов", — поясняет "Делу" Лен Эдвардс из Centre for International Governance Innovation.

    По его словам, России также выгодно укрепить свои отношения с Китаем и помочь в развитии этой зоны свободной торговли. Но именно помочь, а не формировать окончательно. Москва также опасается, что давление КНР на ее экономику может стать слишком сильным и потому не хочет становиться привязанной к Пекину еще и этим договором.

    Другие страны Азии также с опаской относятся к этой инициативе. В последние годы небольшие страны Азии, такие как Лаос или Вьетнам, все больше конкурируют с Китаем за западные инвестиции. И если Вьетнам в этом году, по прогнозам аналитиков Всемирного банка, покажет рост ВВП в 10%, то у КНР будет всего 6%. В Ханое боятся, что Пекин захочет задушить их промышленность, если ему открыть рынки, так как ресурсный и людской потенциал страны огромен. При этом эти же страны не прочь попасть на рынки Китая, так как внутренний спрос в этой стране еще далек от удовлетворения. Потому инициативу Пекина страны поддержали с умеренным оптимизмом. По мнению Элизабет Экономи, переговоры так и будут идти — с оптимизмом, но без особого результата.

    С американской зоной все сложнее. С одной стороны, она заработает уже в 2016 году. Страны согласились решить к этому моменту все спорные вопросы. Но при этом полноценная свободная торговля в регионе без Китая будет слишком затруднительной. Тем более, что Пекин явно будет препятствовать развитию этого проекта. Потому страны опять возвращаются к идее реанимации ВТО, потому что только эта система может дать мировой торговле достаточный стимул для роста. Но пока переговоры по ВТО заканчиваются ничем, государствам остается создавать собственные конкурирующие системы.

    Иван Морозовицкий

    Инф. delo.ua

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.