«Бэби-бум» послевоенного времени привел к тому, что в 1960-е годы именно молодежь стала авангардом общественной и культурной жизни. Революционно настроенные, финансово независимые «молодые и дерзкие» стали определять моду, пошатнув ранее непререкаемый авторитет «кутюрье».
Если раньше слава «кумиров красоты» принадлежала «сформировавшимся» женщинам, преимущественно актрисам, то в 1966 году образцом для подражания стала 16-летняя девочка Твигги (в пер. с англ. «прутик», «веточка»). Прозвище было дано недаром: при росте 1 м 65 см она весила всего 45 кг! Этот долговязый длинноногий «скелетик» с короткой стрижечкой и наклеенными в два ряда густыми ресницами стал первой настоящей «супермоделью». «Англия дала миру Шекспира и Твигги» – шутила пресса о безумной популярности девочки-подростка.
Где-то в это же время происходит еще одно революционное событие – впервые за европейскую историю повседневная мода полностью оголила женские ноги. Первооткрывательницей мини-юбки принято считать Мэри Квант. Существует даже легенда, что идея мини пришла к модельерше, когда она увидела свою подругу, убирающую дом, в обрезанной для удобства старой юбке. Хотя сама Мэри Квант позже утверждала, что просто почерпнула эту идею на лондонской Кингз-роуд, где передовые девушки уже вовсю щеголяли открытыми бедрами.
Конечно, при коротких юбках, платьицах и пальто ношение чулков становится слишком рискованным, и их заменяют плотные непрозрачные колготы (вариант – высокие гольфы). Из обуви носят плоские туфельки или сапоги.
Вслед за ногами на свободу вырывается и женская грудь. Лифчик, который после корсета казался символом свободы, отныне предается анафеме. Закрытые купальники сменяют бикини и монокини (купальник типа топлесс), а молодые феминистки устраивают возле зала, где проводился конкурс красоты, настоящий ритуальный костер, в котором жгут предметы «гнета» – туфли на шпильке, подвязки и злосчастные бюстгальтеры. Борьба за равноправие с мужчинами выражается и в моде загорать топлесс. В результате повальный отказ от бюстгальтеров на рубеже 60-70-х годов чуть было не привел к исчезновению этой части нижнего белья, если бы дизайнеры... Но об этом в следующий раз.
Итак, в 1960-х идеалом является стройная, молоденькая и своенравная девушка. Как протест против «роскошной» моды родителей платья обрели простые формы и минимум отделки, а золотые украшения сменились крупной бижутерией из пластика. Главной особенностью причесок становятся челки и «конские хвосты», а косметика акцентирует внимание на глазах (большие ресницы и знаменитые наведенные «стрелки»). Огромной популярностью пользуются очки в широкой оправе.
Демократичность и свобода в определении своего стиля достигает пика в 1970-х годах. Отныне дозволено носить всё и в любых сочетаниях (недаром «кутюрье» окрестили это время «десятилетием дурного вкуса»).
Не последнюю роль в возникновении этой тенденции сыграла эстетика хиппи. Во второй половине 1960-х рваные джинсы, «фенечки» из бисера, дерева и макраме, длинные немытые волосы, отсутствие косметики, широкие «цыганские» юбки в цветочек вместе с проповедью свободной любви и возвращения к природе выглядели экстремально и революционно.
Однако, многое из радикальной моды хиппи в 1970-е годы, «поглаженное и расчесанное», становится «мейнстримом». В первую очередь, это брюки-клеш, яркий декор, пестрые цветастые ткани, длинные юбки, вязаные вещи – шарфы, свитера, водолазки. Девушки копаются в «бабушкиных сундуках» в поисках востребованного «ретро».
Однако демократичность закономерно привела к унификации. Мужская и женская мода становятся чрезвычайно похожей и однообразной – все длинноволосые, одетые в джинсы, рубахи, батники, пуловеры, джемперы и обувь на высоченной платформе. Скуку доминирующего джинсового стиля оживляет пестрая отделка – рюши, манжеты, кармашки, хлястики, погоны и конечно «хит сезона» – нашитый где только можно букетик цветов.
Идеалом женской красоты является хрупкая высокая плоскогрудая блондинка с большими глазами за очками-стрекозами, косой челкой и бровями-ниточками. Особое уальное значение приобретают сапоги, которые настолько плотно облегают ноги, что их одевание и снимание превращаются в настоящий ритуал (вспомните сцену из к/ф «С легким паром»).
Диско-стиль, вошедший в моду во второй половине 1970-х, не отменил тенденцию к уни у: просто теперь и девушки, и мужчины облачались в блестящие облегающие атласные брюки и трико в блестках и люрексе и раскрашенные в «кричащие» несочетаемые цвета. В моде высокие каблуки и пышные курчавые «афропрически».
Подобно хиппи 1960-х, в конце 1970-х годов радикальную моду начинают диктовать панки, но их наследие в полной мере проявится лишь в следующем десятилетии. О моде 1980-90-х годов я и расскажу в следующий раз.
Инф. shkolazhizni.ru
e-news.com.ua