• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Египет после выборов

    Опубликовано: 2014-06-10 17:00:48

    Убедительная победа фельдмаршала Абдель Фаттаха ас-Сисси на президентских выборах в Египте означает начал нового этапа в жизни страны.

    Помимо политической стабилизации новому руководству предстоит реформировать разбалансированную, сильно ослабленную в период «арабской весны» национальную экономику. Как представляется, именно на поле битвы за новый экономический курс в конечном итоге будет решаться центральная для Египта проблема смены общественно-политического и социально-экономического укладов. Движение в инерционном режиме может лишь ненадолго отсрочить начало нового кризиса.

    Реформы предстоят очень непростые. Египет с его более чем 80-миллионным населением не может стать государством-рантье, существующим на льготные кредиты и субсидии международных экономических организаций, США, стран Персидского залива. Преобразования надо проводить вполне конкретные, их направления достаточно ясны. Реформы начали осуществляться еще до начала «арабской весны», наиболее активно — в 2004–2008 годах. На мой взгляд, любопытным является тот факт, что за два дня до начала революции, в двадцатых числах января 2011 года, собрались эксперты международных экономических организаций, чтобы подвести итоги реформ в стране, которые осуществлялись по инициативе и при содействии Международного валютного фонда и Всемирного банка. Эта страна приводилась чиновниками МВФ в качестве положительного примера выполнения рекомендаций фонда. Результаты были очень и очень позитивные с точки зрения конъюнктуры, результативности планов приватизации, отхода государства от прямого регулирования рынков в стране. Это необходимо возобновить, иначе Египет экономически просто рухнет.

    До начала мирового финансово-экономического кризиса арабские государства с диверсифицированной экономикой — в том числе Египет — демонстрировали высокие темпы прироста ВВП, улучшение состояния государственных финансов, ускоренное наращивание экспортного потенциала. Прирост ВВП в 2005–2008 годах составил в Египте около 7% в год (4,5% в расчете на душу населения). Объем египетского экспорта увеличился в 2000–2008 годах в 7,4 раза. ПИИ в 2007/2008 финансовом году составили около 10 млрд долл. Были сокращены госрасходы и бюджетный дефицит — до 3,3% ВВП. Проведено оздоровление банковской системы, продолжилась приватизация.

    Последовавший мировой кризис Египет пережил легче, чем его западные партнеры и новые индустриальные государства, что было связано с сохранением государственного контроля над финансовой системой и невысокой степенью глобализации экономики страны.

    «Арабская весна» приостановила реформы и позитивные хозяйственные тренды, способствовала началу многомерного экономического кризиса в Египте: темпы прироста ВВП снизились с 5,1% в 2010 году до 1,8% в 2011 году, 2,2% в 2012 году и 1,8% в 2013 году; дефицит бюджета составил 14% ВВП, международные валютные резервы сократились вдвое, также как и доходы от туризма. Государственный долг по отношению к ВВП увеличился в прошлом году на 4,2 процентных пункта и достиг 92,2%. Совокупная внешняя задолженность возросла в 2012–2013 годах с 38,7 млрд долл. до 48,8 млрд долл. Уровень безработицы в прошлом году достиг 13,4%. В рейтинге Всемирного банка «Doing Business» 2013 года Египет занимал лишь 109 место в мире.

    Новый египетский президент, судя по всему, реалистично расценивает возможности достижения своих экономических целей. Учитывая большой объем накопившихся проблем и противоречивых интересов в хозяйственной области, ас-Сисси обнародовал свою экономическую программу менее чем за неделю до выборов. Сыграло роль и то, что популистскими мерами, которыми увлекалось предыдущее руководство, здесь не обойтись. Президент откровенно дал понять, что для осуществления долго откладывавшихся реформ придется затянуть пояса — ему «нечего подарить» египетскому народу. Предстоит большая работа. А для принятия краткосрочных стабилизационных мер — облегчения ситуации на рынке труда, уменьшения дефицита электроэнергии, обновления инфраструктуры, повышения собираемости налогов — пока хватает финансовой помощи стран ССАГПЗ, которые предоставили Египту за последние 12 месяцев около 20 млрд долл.

    Оценивая экономические перспективы Египта, следует выделить два вероятных сценария развития событий:

    Умеренно оптимистичный — продолжение экономических реформ, начатых при Мубараке (приватизация, либерализация рынков капитала и труда, системы внешнеэкономических связей, модернизация финансовых институтов); усиление роли государства в стимулировании прогрессивных структурных сдвигов; усиление экспортной ориентации обрабатывающей промышленности и услуг; социальные реформы (переориентация национальных систем образования на удовлетворение кадрового спроса отраслей с повышенным технологическим уровнем, совершенствование сферы медицинских услуг, переориентация грантоориентированной системы социального обеспечения на стимулирование участия в производственной деятельности, увеличение экономической активности женщин).

    Пессимистичный — обострение внутриполитической ситуации вызовет разбухание госрасходов, бюджетного и внешнеторгового дефицитов, ухудшит инвестиционный климат, и в итоге благоприятный момент для начала стабилизации и системных преобразований будет упущен.

    Ограничителями преобразований по первому варианту, очевидно, останутся: инерционность государственного бюрократического аппарата, сильный демографический пресс, проблемы с трудовой этикой, «расслабляющее» влияние притока валютных ресурсов из-за рубежа, объективные и субъективные препятствия в формировании благоприятного инвестиционного климата. Рынок труда останется наиболее проблемной областью египетской экономики. По расчетам МВФ, в период до 2020 года необходимо создать 9,4 млн новых рабочих мест. Чтобы обеспечить работой египтян, впервые выходящих на рынок труда, нужно будет поддерживать среднегодовые темпы роста ВВП на уровне 7%, а если еще поставить задачу трудоустройства безработных, то этот ориентир повысится до 10%. Такие темы роста на протяжении десятилетия труднодостижимы в современном Египте, не говоря уже о том, что надежды возлагаются на развитие трудоемкого производства, что будет мало способствовать преодолению технологического отставания страны.

    Что, на мой взгляд, необходимо для обеспечения высокой результативности хозяйственных преобразований в Египте?

    Во-первых, преодолеть традиционную для Арабского Востока инерцию хозяйственного механизма, в том числе формировавшихся на протяжении девятилетий общественных отношений и связей, пронизывающих экономический организм. Многое будет зависеть от высшего руководства страны, состав которого сейчас формируется. Ас-Сисси находится между двух огней. С одной стороны, лоббистские группы, торпедировавшие реформы при Мубараке, все еще действуют. Это и вовлеченное в экономическую жизнь армейское руководство (оно контролирует, по оценкам, до 40% египетских активов, распоряжаются миллиардами, поступающими из США в соответствии с условиями Кэмп-Дэвидского соглашения), и гражданская бюрократия, и имеющие доступ к госзаказам и субсидиям крупные предприниматели. С другой стороны, это новое поколение частных предпринимателей, не входящее в прежнюю систему клиентальных связей. И, конечно, следует учитывать настроения миллионов простых египтян, многие годы безнадежно мечтающих о повышении своего уровня жизни, весьма низкого по сравнению с находящимися в нескольких сотнях километров от Египта странами Европы или Залива. Президент и его окружение хорошо понимают, что кредит доверия большинства египтян должен быть компенсирован видимыми сдвигами в этом направлении. Иначе новому руководству не удержать власть.

    Во-вторых, нейтрализовать или хотя бы свести к минимуму противодействие отстраненных от власти исламистских политических сил — прежде всего, «Братьев-мусульман». Сохранение раскола между исламистами и остальным обществом не позволит осуществить серьезные экономические преобразования.

    В-третьих, оперативно принять продуманную, обоснованную и лишенную внутренних противоречий, экономическую программу.

    В-четвертых, обеспечить внешнеэкономическую поддержку реформ в форме прямых инвестиций, помощи развитию от международных организаций, поставок нового промышленного оборудования, научно-технологического сотрудничества с зарубежными странами в самых разных отраслях, включая кадровое обеспечение эффективных современных проектов. В настоящее время, как это ни парадоксально на первый взгляд, на Ближнем Востоке возникают благоприятные возможности для использования иностранной «мягкой силы». Руководители стран, где произошла смена режимов, сопротивляясь навязыванию им зарубежных моделей демократии, с оптимизмом воспринимают инициативы Запада, России, Китая по экономическому возрождению региона.

    Россия напрямую заинтересована в успехе экономических преобразований в Египте — одной из ведущих ближневосточных стран, с которой нас связывает многолетний опыт хозяйственного сотрудничества. Судя по всему, у обоих государств есть взаимный интерес к новому сближению. Еще в качестве министра обороны ас-Сисси продемонстрировал приверженность многовекторному подходу во внешней политике своей страны. Свидетельство тому — визит в Египет в необычном формате руководителей МИД и Минобороны России 14 ноября 2013 года и продолжение переговоров в таком формате уже в Москве 13 февраля 2014 года. Россия стала первым иностранным государством, которое посетил министр обороны и фактический руководитель Арабской Республики Египет А.ас-Сисси после устранения от власти президента М.Мурси.

    Египет будет по-прежнему умело лавировать между интересами России, США, Евросоюза, Саудовской Аравии, Израиля и Турции, отдавая предпочтение, прежде всего, своей самостоятельности, экономической и политической выгоде. Но, как показывает история развития российско-египетских двусторонних отношений, такая позиция египетской стороны с наибольшей отдачей работала на благо совместного сотрудничества по многим направлениям.

    Андрей Федорченко

    Инф. newsland.com

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.