• Головна / Main Page
  • СТРІЧКА НОВИН / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Пять экономических событий, которые потрясли мир в 2013 году

    Опубликовано: 2013-12-31 09:00:13

    Продолжающийся долговой кризис в еврозоне соседствует с началом восстановления экономики США, а борьба с офшорами — с китайскими реформами. Эти противоречивые тенденции дают основание полагать, что 2014 год будет не менее интересным.

    Греция подложила "свинью" Евросоюзу

    Долговые проблемы ударили по Европе в 2010 году. Спусковым крючком послужил глобальный финансово-экономический кризис 2008–2009 годов, когда реальный ВВП стран Европейского союза сократился на 3,7%. Закредитованные государства Старого Света столкнулись с проблемой обслуживания долга. Особенно тяжелой ситуация оказалась в Южной Европе.

    До этого на фоне невысокой цены заимствований и сильной общеевропейской валюты южноевропейцы, обладающие по сравнению с северными соседями более слабой экономикой, значительно наращивали долги, чтобы нести огромные социальные обязательства. В 2010–2012 годы темпы падения реального ВВП Италии, Испании, Португалии и Греции составляли 0,3, 1,3, 2,8 и 17,3% соответственно. Дефицит бюджета в 2012 году равнялся 3, 10,6, 6,4 и 10%.

    Отсутствие финансовой дисциплины при формировании бюджета, наращиваемый долг породили к этой четверке презрительное отношение. Среди аналитиков и журналистов возник акроним для обозначения Португалии, Италии, Греции и Испании — PIGS, — который можно перевести как "свиньи". Однако даже в этой группе нашелся свой аутсайдер — Греция. На 2012 год соотношение долга к ВВП страны составляло 156,9% — максимальный показатель среди стран Европейского союза.

    Евросоюзу пришлось предпринять беспрецедентные меры по спасению греческой экономики. С начала долгового кризиса Греция получила два кредита на общую сумму €240 млрд. Эти средства были предоставлены тройкой кредиторов: Европейской комиссией, МВФ и ЕЦБ. Взамен от правительства потребовали резко сократить расходы бюджета и провести ряд непопулярных среди населения реформ. Что вызвало значительный политический кризис в стране.

    В июне 2013 года МВФ официально признал ошибки в рекомендациях, данных правительству должника. По мнению фонда, международная организация неверно просчитала последствия сокращения госрасходов для экономики в условиях уже начавшегося спада, она давала слишком оптимистичные прогнозы возвращения страны на долговой рынок, а также слишком поздно начала реструктуризацию госдолга за счет частных кредиторов.

    Экономисты МВФ в 2010 году полагали, что каждый €1 сокращения бюджетных расходов приведет к потере только 50 центов из экономического роста. В 2013 году они признали, что в этом случае экономики теряют €1,5. Очевидно, что Греции понадобится и дальнейшая поддержка. По подсчетам МВФ, стране потребуются дополнительные €11 млрд — €4,4 млрд в 2014 году и €6,5 млрд в 2015-м.

    Между тем Греция шестой год пребывает в рецессии, уровень безработицы в стране составляет 27%.

    В июне 2013 года, впервые за всю 55-летнюю историю Евросоюза, страна, входящая в него, перестала быть развитой и перешла в ранг развивающихся — речь идет, конечно, о Греции.

    Кипр в огне

    Банковский сектор Кипра — основа экономики государства (в 2012 году доля финансовых услуг в ВВП составляла 9,2%, их предоставляли порядка 5% занятого населения) — рос впечатляющими темпами с 2005 года. Генеральный директорат Европейской комиссии по вопросам внешних отношений указывает, что к концу 2012 года на его активы приходилось 718% от ВВП страны, что в два раза превышает среднеевропейский уровень. Этот взлет объема аккумулированных активов происходил вследствие офшорного характера экономики острова. Значительную часть средств, привлеченных финансовым сектором страны, составляли российские финансовые средства.

    Кипрские банки активно инвестировали в греческие корпоративные и государственные долговые бумаги, а также наращивали кредитование местного частного сектора, особенно для покупки жилой недвижимости. В 2012 году кредитные институты острова владели греческими долгами на сумму около €20 млрд, или более 100% ВВП. Задолженность киприотов перед банками выросла в 2011 году до 310% ВВП. С 2006 по 2008 год цены на недвижимость выросли в полтора раза.

    С конца 2008 года пузырь на рынке недвижимости начал сдуваться, что привело к большому количеству необслуживаемых кредитов среди частных лиц и девелоперов. Второй удар был нанесен долговым кризисом, разразившимся в Греции. Греческие активы обесценились. Балансы банков Кипра оказались полны токсичных активов. В 2011 году Москва одобрила кредит Никосии на сумму €2,5 млрд. В июле 2012 года островная республика вновь обратилась с просьбой о предоставлении многомиллиардного займа к России и Евросоюзу. Крупная помощь в том году так и не была оказана. Рейтинговые агентства снизили рейтинг острова до "мусорного" уровня. Между правительством республики и "тройкой" — Европейской комиссией, МВФ и ЕЦБ — продолжались переговоры об условиях предоставления кредита.

    В терминальную стадию кипрский кризис вступил в марте 2013 года.

    Переговорный процесс с "тройкой" шел тяжело. Из более €15 млрд кредиторы были готовы дать лишь €10 млрд, остальные средства — €5 млрд с лишним — Никосии необходимо было изыскать самой. При этом "тройка" требовала, чтобы деньги были получены путем введения единовременного налога на банковские вклады как резидентов Кипра, так и нерезидентов, включая российских граждан, средства которых на банковских счетах превышали €20 млрд. Несмотря на жесткие требования, властям страны все-таки пришлось пойти на поводу у кредиторов.

    Причины отказа Брюсселя от предоставления помощи Никосии на других условиях, а также неготовность Москвы оказать финансовую поддержку достаточно прозрачны. ЕС давно борется за деофшоризацию европейских экономик. Россия также начала активную кампанию по борьбе с выводом средств в офшоры, что было выражено в недавней формуле президента Владимира Путина "Хотите в офшорах — пожалуйста, но деньги сюда". Удар по финансовой системе Кипра и предполагал разрушение одной из европейских "налоговых гаваней".

    Этого удалось добиться. Однако экономика острова теперь находится в крайне тяжелых условиях.

    Разработанный с учетом пожелания "тройки" кредиторов бюджет на следующий год предусматривает, что ВВП Кипра в 2014 году достигнет €15,9 млрд по сравнению с €16,4 млрд в 2013 году и €17,7 млрд в 2012-м.

    Дефолт по-американски

    Еще летом некоторые аналитики осторожно высказывали мнение о том, что утверждение федерального бюджета США на новый финансовый год может перерасти в серьезное противостояние между имеющими большинство в конгрессе республиканцами и демократами, поддерживающими президента Барака Обаму. Причина весьма очевидна — нежелание республиканских конгрессменов одобрить программу реформ здравоохранения США, являющуюся краеугольным камнем политики Обамы. В оправдание заседающие в конгрессе республиканцы часто говорили о непопулярности реформы среди населения США, иллюстрируя это многочисленными социологическими опросами.

    Республиканские конгрессмены постепенно нагнетали давление на Обаму, угрожая отказом увеличения потолка госдолга, если проведение медицинской реформы как минимум не будет отложено на год. Установление нового лимита позволило бы США и далее проводить заимствования с целью погашения дефицита бюджета, в противном случае стране пришлось бы объявить технический дефолт. По мере приближения дедлайна по утверждению бюджета, который наступал 30 сентября, противостояние в конгрессе все более обострилось. В конце концов ни одна из сторон не пошла на уступки, в результате с 1 октября органы федеральной власти были вынуждены работать в сокращенном режиме. Из 2,1 млн государственных служащих в неоплачиваемый отпуск было отправлено около 800 тыс.

    Такое положение сохранилось до вечера 16 октября, когда в свете почти наступившего дедлайна по увеличению долгового потолка республиканцы в конгрессе наконец сдались, позволив утвердить временный бюджет до 15 января и повысить лимит заимствования по госдолгу на $1,1 трлн.

    За временный проект бюджета, включающий и ранее одобренную сенатом и Верховным судом медицинскую реформу, проголосовало 285 конгрессменов при 144 голосах против. Сенат же одобрил бюджет почти единогласно: 81 голос за при 18 против.

    Понимая, что это лишь временная мера, республиканцы и демократы создали межпартийную комиссию по пересмотру проекта бюджета и успели 13 декабря предоставить конгрессу первые результаты. Итоги 16-дневного бюджетного кризиса для США стали крайне неутешительными.

    Помимо оцененного рейтинговым агентством S&P прямого ущерба экономике в $24 млрд, американцы получили серьезнейший имиджевый удар, а главное, нисколько не приблизились к окончательному разрешению конфликта между Обамой и республиканским большинством в конгрессе.

    Принятые меры воспринимаются как очередная отсрочка противостояния, которое может вспыхнуть в любой момент. Кроме того, бюджетный кризис серьезно дестабилизировал и без того не слишком ясную политическую обстановку в стране.

    "Реформы 2.0" в Китае

    12 ноября 2013 года в Пекине завершился четырехдневный третий пленум ЦК КПК, где обсуждалась программа "комплексных реформ". Их проведение, по мысли авторов, должно существенно изменить экономический облик страны к 2020 году и повысить долю рыночных механизмов в экономике. Некоторые китайские аналитики уже сравнивают ноябрьский пленум с легендарным пленумом 1978 года и спешат окрестить нынешние решения "реформами 2.0". Генеральный план содержит 60 главных целей и задач, которые необходимо реализовать не позднее 2020 года.

    В первую очередь руководство партии озаботилось проблемами налогообложения и земельных ресурсов, сделав важные шаги в устранении пробелов в законодательстве. В ближайшее время будет рассмотрена возможность утвердить ранее не существовавший налог на жилые помещения, не используемые в предпринимательской деятельности, а также постепенно ввести НДС. Будет осуществлен пересмотр видов земельных отношений: крестьянам предоставят право купли-продажи земли, что автоматически решит проблему ее изымания местными властями якобы для нужд "общественного строительства" с последующей перепродажей девелоперам. После осуществления земельной реформы планируется пересмотр налогообложения участков, включающий в себя введение единого налога на землю и отмену налогов на прирост стоимости земли и использование городских земель. Также планируется ввести налог на наследство.

    Реформа налогообложения недвижимости в качестве эксперимента была запущена в Шанхае одновременно с открытием зоны свободной торговли, а на всей территории страны она будет осуществлена в течение ближайших двух лет.

    Происходит либерализация и в системе прописки, которая позволит иммигрантам из сельской местности регистрироваться в городах и получать пакет социального обеспечения от государства. Что касается экономики, тут возможны еще более масштабные преобразования. В первую очередь планируется уменьшить требования для доступа в определенные сферы производства, монополией на которые зачастую обладают госкорпорации. По факту, экспертами не исключается даже возможность небольшой доли частных инвестиций в этих секторах. По результатам пленума была объявлена необходимость создания зон свободной торговли по образцу открывшейся 29 сентября 2013 года зоны в Шанхае.

    Как было заявлено в опубликованном после пленума коммюнике, предполагается ускорение движения в сторону рыночного формирования банковской учетной ставки, процентов по депозитам и кредитам. На деле это может означать уменьшение роли Народного банка Китая, доселе полностью контролировавшего процентные ставки, а также упрощение процесса выдачи кредитов негосударственным учреждениям.

    Политика в отношении государственных компаний и корпораций с долей государства также претерпит серьезные изменения.

    Согласно "дорожной карте", государственные корпорации должны будут серьезно пересмотреть распределение доходов, сделав упор на финансирование регионального и центрального бюджетов за счет перераспределения прибыли.

    Сейчас отчисления государственных монополий в различные уровни бюджета не превышают 15% выручки компаний. В некоторых случаях доля отчислений предприятий, пользующихся центральными и региональными программами поддержки правительства, равна нулю. Большинство государственных корпораций (порядка 117 компаний в ключевых отраслях экономики) контролируются Госкомиссией по надзору и управлению активами (SASAC), которая следит за распределением их доходов.

    Революция в США

    После так называемой "сланцевой революции" в США, когда Штаты резко нарастили производство сланцевого газа, страна смогла полностью обеспечить свои газовые потребности, переведя на данное топливо даже часть угольной генерации. Дешевый уголь из Америки начал поступать на рынки Европы. Ожидается, что в ближайшем будущем США начнут экспортировать и газ — в сжиженном виде. Американские энергетические компании собираются вложить огромные средства в строительство инфраструктуры для экспорта запасов сланцевого газа из Северной Америки. В 2013 году эти проекты оценивались в сумму около $500 млрд. Основным рынком сбыта, по мысли североамериканских энергетиков, должны стать страны Восточной Азии — сейчас это премиальный рынок.

    Основной проблемой добычи газа из сланца является так называемая технология фрекинга или гидроразрыва пласта. Экологи опасаются ее негативного влияния на сейсмику, а также риска загрязнения питьевой воды. Тем не менее благодаря применению гидравлического разрыва пласта и других инноваций эту технологию стали использовать и для добычи нефти из труднодоступных образований. В текущем году объем добычи сланцевой нефти в США и Канаде, как ожидается, возрастет почти на треть — до 3,3 млн баррелей в день.

    Уже сейчас углеводороды из США стали экспортироваться в Мексику. Раньше ситуация была абсолютно противоположной.

    Цены на нефть и газ в Америке снизились. Это подогревает экономическое развитие страны. По оценкам исследовательской организации McKinsey Global Institute — подразделения транснациональной аудиторско-консалтинговой компании McKinsey, — "сланцевая революция" будет способствовать прибавлению ВВП США на 4% ($690 млрд) ежегодно до 2020 года. Также благодаря применению новых технологий будет создано 1,7 млн постоянных рабочих мест. Уже сейчас добыча углеводородов вносит вклад в развитие экономики США.

    Значительный рост добычи и, как следствие, падение внутренних цен на газ и электроэнергию повысили конкурентоспособность американской промышленности. Уже сейчас английские нефтехимические предприятия проигрывают своим конкурентам по другую сторону Атлантики из-за снижения себестоимости продукции. Химические компании всего мира объявили о планах строительства новых производств в Соединенных Штатах.

    По оценкам Американского химического совета, к 2020 году химическая промышленность США обойдет европейскую на 21%, тогда как сейчас они практически равны по объему.

    По материалам: Газета.Ru

    Инф. delo.ua

    e-news.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA" обязательна.



    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на www.e-news.com.ua обязательна.