Недавно руководители биотехнологических компаний Syngеnta (Швейцария), Monsanto (США) и Института биотехнологий при Гентском университете (Бельгия), активно внедряющих ГМО, были объявлены лауреатами Всемирной продовольственной премии (World Food Prize).
Она будет торжественно вручена в октябре 2013 года в Де-Мойне, штат Айова, где проживает семья американского бизнесмена Джона Руана, учредившего и финансирующего премию.
Эта новость вызвала беспокойство и недоумение среди потребителей, фермеров и исследователей. Известный индийский ученый, руководитель независимой исследовательской организации Navdanya доктор Вандана Шива, много лет изучающая последствия для человека и экологии генномодифицированной продукции, поделилась с читателями "Росбалта" своим видением этой проблемы.
— Доктор Шива, вас знают в мире как одного из самых последовательных противников распространения генномодифицированных семян и производства таких же продуктов. Можно сказать, что борьбе с ними вы посвятили свою жизнь. Как это произошло?
— В 1984 году в Индии в Бхопале случилось страшное бедствие — взрыв на заводе, производящем пестициды. Тогда и позже погибли десятки тысяч человек. В то время я как раз проводила исследование для университета Объединенных наций о насилии в системе агропроизводства. Я обнаружила, что военная химическая индустрия со временем стала превращаться в агрохимическую, и именно она теперь становится биотехнической базой для разработок ГМО. Мои исследования также показали, что эффективность индустриального сельскохозяйственного производства сильно преувеличена.
В 1987 году меня пригласили на собрание компании Biotechnology, на котором члены корпорации обсуждали вопрос о том, что следует заняться ГМО, чтобы получить патент на их производство. Именно в этот день я решила посвятить свою жизнь тому, чтобы защищать людей от генномодифицированных организмов и их распространения. Так появилась наша исследовательская организация Navdanya ("Семь семян").
— Кроме этой организации, вы также учредили международное движение для борьбы с производством и распространением генномодифицированных продукции и семян.
— Главная цель и исследований, и гражданской активности — защита производства семян традиционным способом, без ГМО, защита биоразнообразия. А также — содействие экологически чистому сельскому хозяйству. Мы выступаем против фирм, использующих ГМО, потому что они на самом деле не производят больше продукции, как это рекламируется. При этом они все больше задействуют токсическую химию, захватив монополию на семена.
— Сторонники ГМО утверждают, что традиционное производство продуктов питания не соответствует уровню потребления возрастающего населения планеты, и только производство генномодифицированной продукции способно остановить угрозу голода. Более того, они заявляют, что такая продукция даже полезна для здоровья человека. Что вы думаете об этом?
— Это просто красивые сказки. Большинство посадочного материала с ГМО – токсичные растения, которые имеют гены устойчивости к гербицидам и пестицидам. Соответственно, их создатели используют маркеры антибиотиков и вирусные промоутеры. Независимые исследования показывают, что это вредно для здоровья.
Кроме того, экологическое сельское хозяйство дает продукты с гораздо большим количеством питательных веществ, чем индустриальное сельское хозяйство, в том числе корпорации, выпускающие продукцию с ГМО. Например, так называемый генномодифицированный золотой рис содержит на 3000% меньше витамина А, чем его природные альтернативы. А обогащенные ГМО бананы будут содержать на 3000% меньше железа, чем эти же фрукты, выращенные обычным способом.
На планете уже производится более чем достаточно еды для всех. Сегодня это на 40% больше на человека, чем в 1970 году. Тем не менее, 870 млн человек по-прежнему страдают от долгосрочного недоедания. Мощные и развитые компании, производящие генетически модифицированные семена, создают большое неравенство в отношениях с малыми фермерскими хозяйствами, производящими натуральные продукты. В этом и заключается так называемый кризис "пищевой доступности". Например, компании, производящие ГМО, контролируют выращивание 90% американских соевых бобов и 80% кукурузы и хлопчатника.
Хочу отметить, что и спустя двадцать лет после коммерциализации первых генномодифицированных семян большинство из них разработаны не для улучшения питания, а с целью получения определенного пестицида или резистентности к гербицидам. Но уже очевидно, что эта технология не справляется даже с уничтожением сорных трав. Она всего лишь породила новые устойчивые к гербицидам "супер-сорняки", которые сейчас появились почти на половине американских ферм.
— В одной из ваших статей я прочитала, что в Индии в период с 1995 по 2012 год 270 тысяч фермеров из-за долгов, которые накопились при покупках семян и химических реагентов, покончили жизнь самоубийством.
— Будучи прибыльным бизнесом для нескольких компаний, генномодифицированные семена укрепляют модель сельского хозяйства, которая подрывает устойчивость мелких и бедных фермеров. А ведь именно они обеспечивают продукцией 70% мировых потребителей. Экспансия ГМО делает их зависимыми от приобретения посадочного материала и химических удобрений. Наиболее драматические последствия такой зависимости проявляются у нас в Индии. В нынешнем году уже 284 694 фермеров покончили самоубийством. В основном это происходит в так называемых хлопковых регионах. Компания "Монсанто" контролирует выпуск 95% семян для посадки хлопка, которые имеют измененные гены.
— Как вам известно, несколько недель назад руководители трех химических компаний, выдающие на-гора семена и продукцию с ГМО, получили Всемирную продовольственную премию 2013 года.Эту премию еще называют Нобелевской в сфере сельского хозяйства и производства продукции. Для людей, интересующихся здоровьем, это стало настоящим шоком. Как вы и ваши сторонники отреагировали на это?
— Эта шокирующая новость застала меня в Европе на заседании международной организации "Совет для будущего" (World Future Council). Замечу, что среди лауреатов этой премии назван вице-президент "Монсанто" Роберт Фрейли, который отвечает в компании за генетически модифицированные организмы.
Я немедленно подготовила для печати письмо с протестом против такой профанации. Коллеги поддержали меня, также подписав его. Международный Фонд "За жизнь, достойную человека", который более 30 лет назад учредил одноименную премию (она известна как альтернативная Нобелевская), распространил его среди своих лауреатов. В общем, под этим письмом подписались почти сто известных в мире людей.
Выбор комитета этой премии на самом деле очень странен. Он предает собственные провозглашенные цели и идеалы. В частности, в мандате World Food Prize подчеркивается: "Важно, чтобы продовольствие было питательным, а его снабжение – устойчивым для всех". Питательность продукции с ГМО вызывает большие вопросы, не говоря уже об "устойчивости снабжения для всех".
Эта награда не только укрепляет ложную связь между генномодифицированной продукцией и решением проблемы голода и деградации сельского хозяйства, но и отвлекает внимание от по-настоящему "питательного и устойчивого" агроэкологического подхода, уже доказывающего свою эффективность, особенно в условиях экстремальных погодных условий. Американский институт Rodale (занимается изучением и поддержкой органических методов ведения сельского хозяйства — А.Я.), например, за 30 лет исследований пришел к выводу, что органические методы земледелия в засушливые годы превзошли химические на 31%. Органические методы позволяют использовать на 45% меньше энергии и производят на 40% меньше парниковых газов.
— Не многим известно, что в 1960 годы компания "Монсанто"была главным производителем и поставщиком для военных США реагента "Оранж", которым опыляли флору во Вьетнаме во время войны. Как сообщает Вьетнамское общество пострадавших от диоксина, около миллиона человек в возрасте до 18 лет из трех миллионов отравившихся вьетнамцев стали инвалидами. Но им было отказано в компенсации.Против компании "Монсанто"в разное время проводились многочисленные манифестации…
— Да, это так. Мы тоже принимали и принимаем активное участие в этих протестах. Последний – можно сказать, всемирный – прошел два месяца назад. Эта акция называлась "Марш против "Монсанто". Она началась в европейских городах и продолжилась в США. Почти во всех штатах состоялись многочисленные митинги. Активисты таким образом привлекают внимание к проблеме генномодифицированных продуктов, которые производит компания. По данным СМИ, в "Марше против "Монсанто" приняли участие люди всех континентов — более 2 млн человек.
— Что бы вы пожелали читателям "Росбалта"?
— Мы уверены, что питающиеся свободными от генномодифицированных организмов продуктами люди могут быть здоровыми. Поэтому мы обращаемся с призывом: организовывайте у себя зоны, свободные от посадок семян с ГМО. И, что еще очень важно, выращивайте собственную экологически чистую продукцию. Посадите свой сад надежды.
Инф.rosbalt.ru
e-news.com.ua