Люди, постоянно сталкивающиеся с трудностями в общении и неудачами в личной жизни, обычно жалуются на “закомплексованность”, мешающую им самореализоваться.
И первый вопрос, который они мне задают: как избавиться от комплексов? Вместе с тем вразумительно объяснить, что такое комплексы, не может никто – чаще всего их трактуют как “нечто сидящее внутри и не дающее вести себя правильно”.
Я – ХОРОШИЙ
Понятие комплекс неполноценности ввел в психологию австрийский врач-психиатр и ученый Альфред Адлер. Согласно его теории, у ребенка “из-за дефектов телесных органов” (мнимых, конечно – ведь детское тело совсем не такое, как взрослое, ему надо еще расти и развиваться) складывается комплекс представлений о собственной неполноценности. Преодолевать его приходится до самой старости – и способ преодоления определяет стиль всей жизни.
На самом деле нашему спокойствию мешают не только реальные и воображаемые проблемы раннего детства. У каждого есть неисполнимые желания, мечты, в которых мы порой сами стыдимся себе признаться, внутренние запреты, о которых мы и не догадываемся. Они кроются в потаенных дебрях бессознательного, изредка прорываясь в сознание и вызывая ощущение тревоги, неуверенности.
Когда нам хорошо, мы не задумываемся, почему. Зато когда плохо, виним себя, окружающих, судьбу, рок, Природу, обделившую внешностью и талантами. Человек с нормальной психикой не осознает реальные причины своих проблем – они могут нарушить восприятие собственного Я, что чревато деградацией личности. В глубине души каждый знает: я – хороший. Даже закоренелые бандиты и убийцы нередко считают себя добрыми и порядочными людьми.
И как же неприятно признавать свои ошибки, каких только самооправданий мы не придумываем! Это вступает в действие так называемая психологическая защита, пропускающая в сознание лишь безвредную для психики информацию.
ДЕМОСФЕН, БАЙРОН И ДРУГИЕ
Мы постоянно вынуждены защищаться. От диктата коллективного мнения. От противоречий между “надо” и “хочу”. От неудовлетворенных желаний и греховных с точки зрения общепринятых норм мыслей. От конфликтов между внутренними эталонами поведения и собственными не очень красивыми поступками (проще говоря, от угрызений совести). От переживаний из-за своих реальных и придуманных недостатков.
Я вовсе не собираюсь пугать читателя специальной терминологией – просто хотя бы поверхностно разобравшись в том, что такое психологическая защита, Вы лучше поймете мотивы своих и чужих поступков и при желании даже сможете немного изменить себя.
Самые распространенные типы психологической защиты – сверхкомпенсация и компенсация.
Сверхкомпенсация – преодоление существующих недостатков – иногда творит чудеса. Вспомним Демосфена, величайшего оратора Древней Греции, победившего свое косноязычие, или многих знаменитых спортсменов, начавших заниматься физкультурой, дабы избавиться от хилости и недугов. Но бывает иначе: здоровое желание доказать себе “могу не хуже других!” становится самоцелью и переходит в болезненное стремление всегда и всюду демонстрировать свои достижения. Результаты, как правило, весьма печальны – наверняка Вам встречались большие и маленькие начальники, пытавшиеся таким образом компенсировать нехватку ума и профессионализма.
Увидев “качка”, я сразу задаю себе вопрос: какие у него проблемы? Зачем молодой здоровый человек безжалостно истязает свое тело? Хочет походить на Сталлоне, внешне соответствовать придуманному идеалу супермена? Скорее всего его гнетут неуверенность в себе, неумение строить отношения с девушками, иногда сексуальные неудачи. А возможно, в детстве его били сверстники и он не умел дать сдачи...
Кстати, импотенция нередко является причиной синдрома донжуанизма: в этом случае мужчина компенсирует свой дефект, завоевывая женщину, доводя ее до исступления и тут же бросая, переходя к следующей жертве. (Недаром по одной из версий знаменитого сюжета Дон Жуан был женщиной.) Другая разновидность донжуанизма – психическая несостоятельность: женщина привлекает “героя” до момента первого обладания, а затем он теряет к ней интерес и снова устремляется на поиски идеала. Но не путайте донжуанов с теми, кого мы в просторечии именуем бабниками – здоровыми молодыми людьми, обладающими избытком жизненных сил и горячим темпераментом.
Компенсация, когда дефект в одной сфере заставляет самореализовываться в другой, полностью сохранной, часто приводит к лучшим результатам, чем сверхкомпенсация. И впрямь, строить заново легче, чем ремонтировать и перестраивать. Примеры компенсации у всех на виду: неуклюжие мальчики-увальни, изгои ребячьей компании, становятся выдающимися учеными; некрасивые девушки, демонстрируя блестящую эрудицию, заставляют собеседников забыть о своей внешности…
Преодолевая недостатки, человек развивает интеллект, перевоплощается, несмотря на действительную или мнимую ущербность, или… благодаря ей. Крамольная мысль? Вспомните Франклина Делано Рузвельта. Как сложилась бы его жизнь, имей он в детстве возможность бегать и играть со сверстниками? Не будем строить догадки…
Внутреннее ощущение ущемленности часто не соответствует степени выраженности пусть даже реального дефекта. Все биографы Джорджа Гордона Байрона сходятся в одном: огромную роль в его становлении и развитии сыграла врожденная легкая хромота. Поэт воспринимал ее очень болезненно – и не потому ли переплыл Геллеспонт, стал лучшим боксером-любителем Англии и покорил бессчетное количество женских сердец? Не явилось ли субъективное, явно преувеличенное восприятие своего физического недостатка одним из источников поэтического вдохновения?
И здесь мы подошли еще к одному, быть может, высшему типу психологической защиты – сублимации.
НЕ УМЕЕШЬ ПИСАТЬ СТИХИ – ЖАРЬ МЯСО
Сублимация (от лат. sublimo – возношу) – это перевод внутренних конфликтов, неудовлетворенных потребностей в творческую активность. Есть художники, которые просто органически не могут творить, если они счастливы. Иногда между внутренними проблемами человека и его творчеством прослеживается явственная связь, но чаще сублимация происходит в скрытой форме.
Вовлечение в творческую деятельность порой буквально спасает душевнобольных людей с глубоко нарушенной психикой – о здоровых и говорить нечего! И не надо рассуждать о своей бездарности: творчество – явление многоликое, вовсе не обязательно связанное с наукой или искусством. Например, приготовление вкусного обеда – тоже творчество. А как приятно творчески создавать семейную атмосферу!
В повседневной жизни наша психика буквально изощряется, пытаясь уберечься от излишних, с ее точки зрения, переживаний! Например, нам свойственно всегда ощущать себя правыми, поступающими достойно и красиво. Объяснить свои мотивы и поступки помогает рационализация: мне не нужен этот виноград, потому что он зеленый; я терпеть не могу этого субъекта, потому что он подлец (на самом деле я когда-то сделал ему гадость и потому его не люблю, но не я же, черт побери, подлец!)
Еще один способ – вытеснение: из сознания вытесняется все, что не хочется знать. Человек не верит собственным глазам и ушам, а доверяет “удобной” версии происходящего.
Типичный пример: почтенная хозяйка дома жалуется на семейный террор – дескать, я веду себя аки агнец, а они... А если записать на магнитофон, как эта дама кричит на близких, и дать ей прослушать пленку, она наверняка не узнает свой голос.
Или – от жены внезапно уходит муж. Внезапно ли? И поведение его давным-давно изменилось, и подруги пытались ее предупредить, но она не верила – ни им, ни своим глазам. Да и сейчас убеждена: муж ее любит и вернется к ней – хотя он уже живет с другой.
Существуют и другие виды психологической защиты, например проекция: собственные мотивы действий приписываются другим лицам. Скажем, мелкий воришка убежден: все вокруг воруют, а поступать как все – одна из норм традиционной морали.
К психологической защите относится и стремление слиться с Природой – не случайно многие предпочитают проводить выходные дни и отпуск на ее лоне, невзирая на неудобства.
ВОЗВРАЩАЕТСЯ МУЖ ИЗ КОМАНДИРОВКИ…
Если не срабатывают нормальные защитные реакции, то обычно, дабы спасти личность от распада, деградации, самоубийства, вступают в действие патологические механизмы. Увы, сохраняя ядро личности, они далеко не всегда помогают приспособиться к окружающему миру – чаще наоборот. Невроз, депрессия, уход в болезнь – тоже психологическая защита, не самая лучшая, но зато позволяющая избежать ответственности.
Бывает, доходит до курьезов: у одной весьма легкомысленной дамы, когда ее муж некстати вернулся домой, случилось внезапное помрачение сознания. Застигнутой врасплох изменнице привиделся пляж, и она потребовала подать полотенце – разве муж не видит: она дрожит от холода... Психиатрическую больницу она приняла за санаторий в Крыму, больных – за отдыхающих. Через два дня супруг пришел навестить ее с цветами, через три простил: ведь несчастная от потрясения сошла с ума! А еще через день она вышла из психоза, забыв абсолютно все – и причину своего бреда, и его содержание.
Выбор той или иной стратегии компенсаторного поведения частично бессознателен, но во многом зависит от нас самих. Поняв это, Вы сумеете посмотреть правде в глаза и перестать расходовать силы на борьбу с ветряными мельницами, научитесь не поддаваться сладким самообманам, а выбрав свой путь, постараетесь раскрыться там, где есть реальные возможности именно для Вас.
И в заключение несколько слов о так называемых героях без страха и упрека, не знающих колебаний и всегда готовых к любым испытаниям. Парадокс: в экстремальных ситуациях, не смоделированных заранее обстоятельствах подобные супермены могут неожиданно сломаться. А обыкновенный человек, осознавший свои слабости и сумевший их скомпенсировать, оказывается более выносливым и надежным…
Инф.neolove.ru
e-news.com.ua