В своем развитии подросток проходит несколько фаз, и каждая из них затрагивает четыре сферы, в которых существует подросток: тело, мышление, социальная жизнь, самосознание.
При этом следует помнить, что с точки зрения развития психики «подросток» это человек примерно с одиннадцати-двенадцати до девятнадцати-двадцати лет. И на протяжении этих лет все эти четыре сферы подлежат постоянной внутренней инвентаризации и пересмотру. Поэтому любящим родителям следует подпоясаться терпением и помогать подростку в случае необходимости, но не мешать ему выполнять две основные задачи: сепарацию от родителей и определенного уровня ассимиляцию среди сверстников.
Все изменения, которые происходят в психике подростка, ведут к приобретению так называемых новообразований, с которыми человек вступит в новую жизнь. Новообразования эти так же важны для полноценной жизни, как умение мыслить или фантазировать.
Условно можно сказать, что вход в подростковый кризис начинается с очередного изменения тела. И несмотря на то, что тело человека за все годы, которые предшествовали подростковому периоду, весьма сильно менялось, именно в подростков периоде эти изменения становятся критическими. Ребенок постепенно становится взрослым. Изменения в гормональной сфере влекут за собой изменения не только внешности, но и организации нервных процессов - а это перепады настроения. Изменения внешности приводят не только в диспропорционально длинным ногам, но и к прыщам. И если ногами принято гордится, то прыщами как-то не очень. Изменения в теле сопровождаются необходимостью приобретения половой идентичности. И если раньше девочки и мальчики отличались «писями» и бантиками, то теперь они отличаются половыми органами и психикой. И среди этого подростку необходимо не просто существовать, но жить и успешно ориентироваться. Для этого, в процессе бурных скачков, которые следуют фактически один за другим, психического и физического развития, необходимо решить сложную задачу практически полной реорганизации своего физического «Я». Научиться жить в своем теле.
Дальше – больше. Сформированный образ физического «Я» зачастую бывает идеальным и никак не соотносимым с «Я» реальным. Отсюда невротичность в отношении своего тела, ранимость к оценкам тела. Порой ненависть к телу. Подросток начинает переживать из-за внешних недостатков: как мнимых, так и реальных Шутки родителей в подавляющем количестве случаев только усугубляют проблему. Проблемы подросткового мышления не выдуманные и им следует уделять много внимания и быть в отношении них терпеливым.
Социальная жизнь протекает также на новом уровне: подросток начинает знакомиться со своими сверстниками и жить в состоянии конкуренции. При этом в этой вечной конкуренции необходимо еще и найти друзей и единомышленников, примкнуть к своей референтной группе. Если не удастся найти «своих» - попадет туда, куда примут. Покоя это также не добавляет. А стремление быть принятым в группе – ведущее стремление возраста, ведь ведущая деятельность психики в подростковый период – интимно-личностное общение со сверстниками.
Наконец, во всей этой каше происходящего с телом и психикой ребенок формирует самосознание. Самосознание – это такая вещь, без которой невозможно выйти из подросткового кризиса. Не приобретенное самосознание может продлить этот кризис на всю жизнь и тогда получается печальная сцена вроде второй части фильма, да и первой, «О чем говорят мужчины» - не выросшие девочки и мальчики, вынужденные жить во взрослом мире.
Будьте рядом со своими подростками, но не навязчивыми. Понимающими, но с рамками. И главное – любите их.
Автор: Кристина Вязовская
Инф.predkam.ru
e-news.com.ua