Наступивший год ознаменовался существенными изменениями правил игры на рынке альтернативных источников энергии. О них рассказывает Андрей Оленюк, юрист международной юридической фирмы "Клиффорд Чанс".
Наступивший год ознаменовался существенными изменениями правил игры на рынке альтернативных источников энергии. В частности, значительно обновились условия инвестирования в "зеленую" энергетику. Причиной тому принятые Верховной Радой 21 ноября 2012 года изменения в Закон Украины "Об электроэнергетике", которые скорректировали условия работы в этом секторе и сделали одни его сегменты более инвестиционно привлекательными (биотопливо и гидроэнергетика), а другие — менее перспективными (солнечная энергетика).
Суть принятого Парламентом нового закона — изменение регулирования в применении "зеленых" тарифов для предприятий, которые осуществляют производство электрической энергии из альтернативных источников энергии (ветра, солнца, биомассы, биогаза и воды). Под "зеленым" тарифом понимается специально установленная государством цена, по которой осуществляется закупка электроэнергии, произведенной из альтернативных источников. Как правило, размер "зеленого" тарифа значительно превышает рыночную стоимость электрической энергии из "традиционных" источников энергии. Объясняется это целенаправленной политикой государства в сфере энергетики по стимулированию частных инвестиций в сектор альтернативной энергетики и увеличению доли альтернативной энергии в общем энергетическом балансе государства.
Биогаз и биомасса — в числе фаворитов
Инициаторам изменений к закону удалось добиться ранее не предусмотренного "зеленого" тарифа на электроэнергию, производимую из биогаза и биомассы (коэффициент — 2,3). Это положительно отразится на деятельности производителей электроэнергии из биогаза, которым "зеленый" тариф до сих пор был недоступен из-за неточностей формулировок в действующем законодательстве. Согласно принятым изменениям, теперь биогаз приравнивается к биомассе и производимая из него электроэнергия также подлежит применению "зеленого" тарифа. В связи с этим можно ожидать рост интереса потенциальных инвесторов к реализации биогазовых проектов и строительству соответствующих установок в различных регионах Украины.
Гидроэлектростанциям — быть!
Новации законодательства также поспособствуют возрастанию привлекательности гидроэнергетики. Для гидроэлектростанций установлен диверсифицированный "зеленый" тариф в зависимости от их мощности. ГЭС мощностью до 200 кВт отнесены к категории "микро" с увеличением коэффициента с нынешних 0,8 до 2; станции мощностью от 200 кВт до 1 МВт классифицируются как "мини" и для них коэффициент увеличен с 0,8 до 1,6; ГЭС мощностью 1-10 МВт вошли в категорию "малые" с коэффициентом 1,2 вместо 0,8. Для представителей бизнеса в указанном сегменте такое увеличение коэффициентов означает снижение сроков окупаемости проектов. Таким образом, в наступившем году можно будет наблюдать активность в строительстве малых ГЭС, в частности инвесторы проявляют интерес к карпатским рекам.
Солнце стало менее востребованным
Размер "зеленого" тарифа в отношении солнечных электростанций изменился в сторону понижения. Нововведение коснулось объектов, введенных в эксплуатацию с 1 января 2013 года. Тариф в данном случае также уменьшен дифференцировано: для наземных солнечных электростанций — снижен на 27%; для станций, вмонтированных на крышах или стенах зданий, мощностью более 100 кВт — на 22%; для таких же станций, но мощностью менее 100 кВт — на 16%.
Местную составляющую по-прежнему будут считать
Обновленный закон усовершенствовал механизм определения и расчета местной составляющей. Речь идет о доле материалов и работ отечественного происхождения в общем объеме материалов и работ, используемых при строительстве объектов электроэнергетики. Соблюдение этой доли и дает право на применение "зеленого" тарифа.
Именно местная составляющая, по мнению инвесторов, является наиболее существенным препятствием для осуществления инвестиций в сектор альтернативной энергетики. В Украине попросту отсутствуют необходимые производственные мощности для удовлетворения потребностей участников рынка в составляющих элементах объектов электроэнергетики (ветровые турбины, солнечные модули и пр.).
Размер местной составляющей отличается в зависимости от даты начала и окончания строительства объектов, а также от источника альтернативной энергии. Согласно принятому закону, размер доли материалов и работ отечественного происхождения для объектов альтернативной электроэнергетики (за исключением биогазовых электростанций и гидроэлектростанций), строительство которых началось после 1 января 2012 года, будет установлен на уровне не менее 30% (при условии их ввода в эксплуатацию до 1 июля 2014 года) и не менее 50% (при условии их ввода в эксплуатацию после 1 июля 2014 года). Для биогазовых электростанций доля установлена в размере не менее 30% при вводе в эксплуатацию с 1 января 2014 года и не менее 50% при вводе в эксплуатацию с 1 января 2015 года. Новым законом отменено обязательное применение местной составляющей для гидроэлектростанций.
Внесены также некоторые изменения в способ расчета местной составляющей. Если в 2012 году она определяется из расчета общей стоимости объекта электроэнергетики, то с 1 января 2013 года местная составляющая определяется отдельно по каждому элементу объекта электроэнергетики с определением его "доли" в объекте.
Андрей Оленюк, юрист, международная юридическая фирма "Клиффорд Чанс"
Инф. delo.ua
e-news.com.ua