Сатирическая летопись Ефимова началась в 1918 году, когда в журнале «Зритель» появилась первая серия его карикатур «Завоеватели» — калейдоскоп менявшихся в Киеве властей: немецких, белогвардейских, петлюровских.
Потом Ефимов иллюстрировал газету «Красная Армия». Пришлось совмещать.
В 1922 году переезжает в Москву: «Известия», «Крокодил», «Правда», «Огонек» и многие другие издания публикуют его карикатуры. В качестве специального корреспондента Ефимов выезжает за границу, а в 1932 ему присваивают звание «Заслуженного деятеля искусств РСФСР», избирают заместителем председателя правления Московского союза художников.
До сих пор Борис Ефимович хранит письма бойцов: написанные наспех, карандашом или старательно, чернилами; на измятых бланках или роскошной трофейной бумаге, — их объединяет одна мысль: «рисуя, вы помогаете нам воевать». Карикатуры и шаржи Ефимова высоко «оценили» и фашисты: гестапо занесло художника в список тех, кого необходимо «найти и повесить». А ведь еще до начала войны, когда Гитлер стал рейхсканцлером, Германия выдвинула ряд дипломатических протестов против ефимовского карикатурного «фюрера»: но художник заменил «чаплинские» усики свастикой — и все обошлось. «Особого внимания» к себе Борис Ефимович не испугался: продолжал выезжать на фронт в качестве военного корреспондента, в 1945 году на параде Победы своими глазами видел, как к подножию мавзолея бросали гитлеровские знамена, присутствовал на Нюрнбергском процессе, где впервые встретил своих «моделей» лицом к лицу.
Жизнь долго, значит многое успеть: сделать десятки тысяч политических карикатур, агитационных плакатов, юмористических рисунков, иллюстраций, шаржей. Выпустить десятки сатирических альбомов. И даже… написать около десятка книг: воспоминаний, рассказов, очерков, исследований по истории и теории карикатуры.
Перечислить все награды и звания Ефимова — не хватит газетной статьи. И сейчас, в- свои 107 лет, художник не расстается с карандашом — рисует дружеские шаржи, считая, что время политических карикатур прошло. Причем, рисует, читает и пишет без очков. Хорошее зрение — не дар природы: в 104 года Борис Ефимович решился на операцию по поводу катаракты. Возможность видеть окружающий мир даже для обычного человека значит очень много. А представьте, каково потерять зрение — художнику! Кстати, факоэмульсификацию (современную операцию по замене хрусталика без разрезов) Борису Ефимову три года назад сделал хорошо известный нашим читателям доктор Юсеф Наим Юсеф. Бывают же совпадения!
День Ефимова до сих пор расписан по минутам. В 8.00 — подъем. 40 минут зарядки при открытой форточке. Упражнения самые простые: бег на месте, наклоны, растяжки, отжимания, взмахи руками (в стороны, вверх, вниз) — каждое упражнение не менее 12 раз. Растереть поясницу (100 раз) и сделать приседания — более четырехсот! Прохладный душ, завтрак (стакан кефира, чашка кофе). И — за работу. В 16.00 обед: овощной суп, второе (рыба или курица) — Борис Ефимович неприхотлив к еде, любит острое, соленое. Главное, считает он, вставать из-за стола с легкостью в желудке. Ужин (снова стакан кефира), просмотр телевизора, сон.
Лекарств 107-летний художник не принимает — не нужны: пищеварение давление, сердце, опорно-двигательный аппарат — все в норме. Не курит (даже не начинал), по праздникам может выпить рюмку — другую. Для него вести здоровый образ жизни — значит, чаще улыбаться, верить в добро и не думать о возрасте.
В канун своего столетия Борис Ефимов написал стихотворение: Не мыслил я на свете столько лет прожить, cвоим сам озадачен долголетье. Не ведаю, кого мне за него благодарить…
И сам же отвечает: «Просто меня окружают хорошие люди, с которыми не хочется расставаться».
Инф.wbc2t.ru
e-news.com.ua