Количество официально зарегистрированных безработных в Украине в ноябре 2012 года выросла по сравнению с октябрем 2012 года более чем на 40 тысяч и сейчас составляет 440 тысяч человек. Предложение вакансий в ноябре по сравнению с октябрем уменьшилась на 11 тысяч, а конкурс на одну вакантную должность составлял 74 человека. Это официальные данные, с которыми Украина входит в следующий год.
Даже несмотря на то, что официальная статистика по безработице в Украине далека от истины, а власти скрывают реальную численность незанятых граждан, количество безработных продолжает стремительно расти. Более того, по данным Международной организации труда эта цифра на самом деле втрое больше официальной и достигает полутора миллиона человек.
Однако, если верить недавним заявлениям действующей власти, механизм для решения всех существующих в сфере труда проблем уже разработан и должен вступить в действие через 10 дней - с первого января 2013 года. Именно в этот день в Украине вступает в силу новый закон о занятости, который еще летом приняло провластное парламентское большинство 6-го созыва. Тогда действующая власть громко называла его одним из лучших в Европе и проанонсировала, как чуть ли не единственный возможный выход из сложной ситуации с растущей безработицы. Более того - его гордо окрестили комплексным документом, который преодолеет такие основные проблемы в сфере занятости, как трудоустройство молодежи, профессиональная переориентация работников и преодоления безработицы на селе. Однако уже сейчас, исходя из основных положений нового закона, становится понятным, что проблем в сфере труда с первого января 2013 станет только больше.
Во-первых, новый закон о занятости так и не решил одной из основных проблем украинской молодежи - получение первого рабочего места. Напомню - статья 14 правительственного закона предусматривает дополнительные гарантии в содействии трудоустройству молодежи, которая впервые принимается на работу, в виде установления на предприятии квоты рабочих мест. Если бы не одно "но" - разработчики документа дополнили положение еще действующего законодательства одной оговоркой - такая гарантия распространяется только в течение 3 месяцев после окончания или прекращения обучения. Таким образом получается, что статья 14 принятого закона только сузила права выпускников. Чтобы это доказать, стоит обратиться к обычной статистики, согласно которой молодой украинской тратит на поиски работы не менее полугода. Поэтому отныне молодым работникам придется в авральном режиме в течение 3 месяцев после окончания ВУЗа с утра до ночи заниматься поисками работы. Только в этом случае они будут иметь по крайней мере какой-то незначительный шанс реализовать свои "права".
Во-вторых, с принятием закона о занятости в действие вступила еще одна норма, которая признает необязательной оплату стажировки студентам вузов и учащимся ПТУ. Согласно ей предусматривается возможность заключения договора о стажировке, в котором работодатель по соглашению сторон может освобождаться от выплаты заработной платы в период стажировки. Учтите, что срок стажировки может длиться до 6 месяцев. До сих пор безоплатная стажировка была запрещена - если человека брали на работу, то ему обязательно должны были платить заработную плату. Теперь же имеем узаконенную бесплатную рабочую силу - вам могут пообещать рабочее место сразу после прохождения бесплатного стажировки, а по его окончании просто отказать в работе.
В-третьих, в законе задекларирована инициатива, которая должна привести в соответствие профессиональный уровень работников требованиям рынка, а именно - предусмотрена профессиональная переориентация работников. Это действительно позитивные изменения, если бы не несколько "но". Так, профпереориентации осуществляться на основе ваучера в размере 10 прожиточных минимумов - то есть в 11 080 гривен. Исходя из реалий, на эти средства можно переучиться бы на техническую специальность, да и то не в университете, а в училище. К тому же средства на оплату указанного ваучера будут выделяться из фонда соцстраха, исходя из его финансовых возможностей. А точнее говоря - выделяться не будут. Доказательством этому то, что такая же формулировка действующая власть в свое время использовала для ограничения совыплат многим незащищенным категориям населения.
В-четвертых, закон содержит отдельную статью, которая предусматривает предоставление государственной поддержки молодым работникам, привлеченным к работе в селах и поселках. В частности, молодому специалисту, который будет работать на селе, государство будет предоставлять бесплатное жилье и адресную помощь в 10-тикратному размере минимальной зарплаты, то есть - 11 470 гривен. Но на самом деле сейчас в госбюджете эти средства вообще не заложены, то есть эта норма носит исключительно декларативный характер.
Кроме того, в законе о занятости населения окончательно закрепляется временная норма, согласно которой к занятому населению относятся, в частности, члены личных крестьянских хозяйств. Здесь надо вспомнить, что указанное положение было внесено в действующий закон "О занятости населения" в разгар финансового кризиса 25 декабря 2008 года. Тогда предполагалось, что норма введена как временная и мотивирована "уменьшением влияния финансового кризиса на сферу занятости". То есть - для уменьшения финансовой нагрузки на центры занятости, выплачивают пособие по безработице. Таким образом получается, что члены правительства несмотря на то, что неоднократно делали громкие заявления о том, что кризис преодолен, на самом деле понимали - улучшение в сфере труда как не было, так в ближайшее время не ожидается. Ведь нынешняя власть не сделала ничего для того, чтобы количество рабочих мест начало расти, а скорее наоборот - сознательно способствовала их резкому уменьшению. Но это никак не мешало властям рассказывать людям предвыборные сказки, в которых благодаря новопринятому закону о занятости вообще не должно существовать такого понятия, как безработный.
О том, что ситуация в сфере труда крайне ужасная и продолжает ухудшаться свидетельствует последняя статистика, согласно которой промышленное производство в ноябре этого года сократилось на 3,7% по сравнению с ноябрем 2011 года и эта отрицательная динамика из месяца в месяц продолжает расти. А связь между объемами производства и количеством рабочих мест вполне понятен - чем меньше работы, тем меньше работников необходимо для ее выполнения.
Поэтому для того, чтобы действительно преодолеть безработицу в Украине, нужно, прежде всего, создать благоприятные условия для функционирования промышленности и бизнеса, а не принимать сомнительные законы, которые на самом деле только ухудшают существующую в сфере труда ситуацию.
Источник http://uainfo.censor.net.ua