В физиологии давно утвердилось понятие нормы, из которого следует, что избыток, как, впрочем, и недостаток пищи, воды или, например, витаминов, может стать причиной болезни. Хорошо изучена и недостаточность дыхания. Не может ли быть вредным и избыточное дыхание? На этот вопрос и попытался дать ответ К. Бутейко, когда в 1960 году возглавил проблемную лабораторию в одном из институтов СО АН СССР.
Изучить физиологию и патологию дыхания и кровообращения — казалось бы, что может быть особенного в такой задаче? Но сотрудники лаборатории вскоре почувствовали необычность избранного ими пути. Необычность хотя бы потому, что традиционные приборы и средства не годились для проведения исследований. Вот тогда Бутейко и предложил идею физиологического комбайна, пишет sunhome.ru
Состоящий из 14 электронных приборов, работающих синхронно, этот комбайн позволяет изучать пациента комплексно: он одновременно снимает 12 электрокардиограмм, записывает ритмы сердца, скорость вдоха и выдоха. Фотоэлементы оценивают насыщение крови кислородом, а инфракрасный анализатор — содержание углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. Вся эта информация, обработанная на ЭВМ, давала наглядное представление о механизме возникновения некоторых заболеваний сердца, сосудов, легких.
Все мы привыкли к мысли, что при глубоком дыхании организм человека полнее насыщается кислородом. А значит — и обменные процессы в нем идут интенсивнее. Еще нагляднее получается картина, если сравнить организм с топкой, а легкие — с мехами, подающими в нее кислород. Чем энергичнее работают мехи, тем сильнее приток кислорода, тем жарче пламя и больше сжигается топлива. А в результате — и выше выход энергии. Так?
«Нет, не так!» — показали бесстрастные приборы. При глубоком дыхании содержание кислорода в крови не увеличивается. И при нормальном вдохе кровь насы-щпстся им почти до предела — 96—98 процентов. Более того, «перекормленный» воздухом человек начинает испытывать:., кислородное голодание. Почему? Попробуем разобраться.
Вы глубоко вдохнули и выдохнули. Инфракрасный анализатор тут же показал: из организма ушла солидная порция углекислоты. «Прекрасно,— думаете вы.-г Организм избавился от яда!» И... ошибаетесь. Оказывается, только часть углекислого газа, образующегося в организме, подлежит удалению. Остальной же газ не только не удаляется, а наоборот — организм оберегает его как одно из необходимейших для жизнедеятельности исществ.
Академик АН Украины М. Гулый доказал, что без пего невозможен синтез белков. Опыты на животных подтвердили: углекислота способствует восстановлению поврежденных тканей, клеток крови. Есть и цифры для (равнения: организм реагирует на содержание углекислоты с точностью до ОД процента, на содержание кислорода — со строгостью в 50 раз меньшей.
Но почему организм поддерживает столь тонкий баланс углекислоты?
Целебный яд
Жизнь на Земле миллиарды лет развивалась при высокой концентрации углекислоты. И она стала необходимым компонентом обмена веществ. Скажем, клеткам животных и человека ее надо около 6—7 процентов. А кислорода — всего 2 процента. Этот факт установили эмбриологи. Они же выяснили, что в крови материнского плода содержание кислорода в 3—4 раза ниже, чем у взрослого человека, а углекислоты — в 1,5 раза больше. Не означает ли это, что организм матери стремится создать для нормального развития плода среду, какая была на планете миллиарды лет назад?
А возьмите другой факт: горцы почти не страдают такими недугами, как астма, гипертония или стенокардия, которые распространены среди горожан. Не потому ли, что на высоте трех-четырех тысяч метров содержание кислорода в воздухе намного меньше? Медицина накопила уже немало фактов, когда больные выздоравливают именно в условиях высокогорья. Отсюда и напрашивается вывод: видимо, наш организм не успел приспособиться в процессе эволюции к быстрому изменению газовой среды.
Академик П. Анохин считал, что болезнь возникает тогда, когда в организме сдвигаются нормы. Развивая эту мысль, К. Бутейко пришел к выводу, что уровень углекислоты определяет норму жизни. Эксперименты на животных показали, что снижение ее содержания в клетке ниже трех процентов ведет к гибели. А если повысить содержание углекислоты? Здесь исследователь столкнулся с интереснейшим явлением — сверхвыносливостью организма: возросла «прочность» нервной системы, активность защитных реакций.
Так, шаг за шагом, К. Бутейко пришел к выводу, что причина многих недугов — в тех противоречиях, которые нередко раздирают организм. Скажем, чтобы сохранить необходимое количество углекислоты, он решается даже на крайние меры — спазм сосудов и бронхов. Но по этим же каналам поступает и кислород. Чтобы не допустить кислородного голодания, сердце начинает быстрее гнать кровь по сузившимся сосудам. Отсюда — повышенное артериальное давление, а дальше — и гипертония. Значит, с помощью волевой регуляции дыхания можно прекратить «гипервентиляцию легких» и восстановить норму жизни — баланс углекислоты.
Это — принцип. А его воплощение — своего рода алгоритм или система дыхания, разработанная К. Бутейко. Благодаря его методике многие пациенты обрели здоровье.
— Но особенно легко осваивают волевую регуляцию дыхания дети,— считает научный сотрудник Клинического центра Сибирского отделения АН СССР Вильма Августовна Генина. У трехлетней Наташи М. после пневмонии развился астматический бронхит.
— Полтора месяца я водила дочь в группу Гениной,—рассказывала ее мама. — Надо сказать, дети ходят на занятия с удовольствием, быстро учатся самостоятельно купировать приступы. Тем более что тренировки здесь проходят в виде игры. Методике волевого дыхания обучаются и родители, чтобы контролировать занятия детей дома. Вот уже год, как дочь практически здорова. Даже диагноз«астматический бронхит» снят...
Лечение в этой группе проводится под контролем медицинских приборов. Регулярно делаются многочисленные клинические анализы. В частности, измеряется содержание углекислоты в альвеолах легких и других тканях. По просьбе медиков родители ведут подробные дневники, которые заполняют по специальной методике. Все JTO позволило исследователям накопить обширный материал.
Вместо рецептов
«Пока дышу — надеюсь»,— говорили древние римляне. «Пока нормально дышу — здоров»,— добавляют бывшие больные, прошедшие курс лечения методом волевой регуляции дыхания. Можно ли самостоятельно научиться правильно дышать?
— Как правило, здоровому организму соответствует и нормальное дыхание. И специально его тренировать нет
необходимости... В любой поликлинике есть приборы для контроля дыхания. А в домашних условиях можно с по
мощью секундомера замерить продолжительность паузы после выдоха. Если вы свободно, без напряжения
выдерживаете 20—30 секунд, значит, дыхание у вас в норме, — говорит Константин Павлович.
— Можно ли накопить углекислоту, употребляя газированные напитки?
— Организм взрослого человека при средней нагрузке вырабатывает за сутки 600—1000 литров углекислоты.
И те ничтожные ее доли, что содержатся в газированной воде, существенной роли играть не могут...
— Как сочетается с волевой регуляцией дыхания популярная формула «бег ради жизни»?
— Физические нагрузки усиливают обмен веществ, стабилизируют норму жизни, увеличивая содержание
углекислоты в крови и тканях. Поэтому их лечебный эффект неоспорим. К сожалению, бегать можно не всем.
А волевая регуляция дыхания, избавляющая от дефицита углекислоты, противопоказаний не имеет...
Наверное, и метод волевой регуляции дыхания способен исцелить тоже далеко не всех. Но если хоть кому-то он может помочь, значит, заслуживает самого пристального внимания.
e-news.com.ua