В телесной терапии путь к душе человека находят с помощью тела. Первооткрывателем телесной терапии стал психоаналитик Вильгельм Райх, один из ближайших помощников Фрейда. Новое направление, характероанализ, показывал, каким образом психологические проблемы отражены в теле и предлагал свой необычный на тот момент способ работы с ними. Сейчас существует большое количество методов телесной терапии, и многие из них в той или иной мере используют идеи Райха.
Мышечный защитный панцирь
Малыш стоит под градом маминых оскорблений. Он сжался в комочек. Его тело пытается использовать защитный механизм, чтобы не рухнуть под напором унижения. Но вот беда – эта мышца, которая неожиданно сжалась, так и несет на себе этот зажим.
Вильгельм Райх утверждал, что в теле каждого человека есть мышечные зажимы. Тот или иной характер создает защиту против беспокойства, которые возникает в ребенке под влиянием интенсивных сексуальных чувств, рождающих к тому же страх возможного наказания. Первая защита против страха – подавление, оно-то и может «укротить» сексуальные побуждения на короткое время. Именно эти защитные реакции и формируют характер. Хронические мышечные зажимы блокируют три основных биологических возбуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение.
Единую систему защиты Райх называл панцирем. Физический панцирь образует хронические мышечные напряжения. Ригидность (жесткость) мускулатуры и психологические защитные механизмы, выполняют одни и те же функции. Например, мазохист не хочет осознавать истинные мотивы своего поведения. А его мышечный панцирь, в свою очередь, активно противодействует тому, чтобы бессознательные процессы были осознаны. Он изо всех сил сопротивляется психологическому преображению.
Привычное, свое, родное
Характерные черты сами по себе еще не свидетельствуют о том, что мы имеем дело с неврозом. Невротические симптомы, например, иррациональные страхи и фобии, переживаются как чуждые данному конкретному человеку, но в то же время невротические характерные черты, например, демонстративная любовь к порядку или тревожная стеснительность, воспринимаются как составная часть личности.
Невротик трудно расстается со своими защитными механизмами, потому что они в известной мере эффективны. Человек достигает определенного невротического равновесия, которое воспринимает как норму. Эти механизмы хорошо рационализированы и переживаются невротиком как часть его представления о себе. Пациент, к примеру, жалуется на собственную застенчивость, но она не оценивается как бессмысленная или патологическая в той мере, как, скажем, невротические симптомы.
Райх также отмечал, что каждое невротическое расстройство выражается в соответствующей физической форме. Он часто пародировал специфические жесты, мимику, позы, которые свойственны пациентам. Он даже просил их самих повторить свой трафарет поведения, например, нервную улыбку. В результате пациенты начинали понимать, что их телесное поведение, жестикуляция не являются чем-то естественным. С этого момента рождалась готовность невротика к преображению своей личности.
Эмоциональный барьер
Стоит вам приблизиться к невротическому равновесию, которое выпестовано индивидом, как он воспринимает ваши действия как попытку разрушить его личность. Одна моя пациентка при первой встрече продемонстрировала жесткую шею, горделиво держала голову. Эта неестественная поза, разумеется, оценивалась самой женщиной как норма. Ведь в своем сознании под влиянием защитных механизмов она воспринимала себя как гордую, неприступную, интеллектуальную.
В таких случаях эмоции, которые не получают «разрешения», подавляются, ограничиваются или искажаются, порождая феномен неоконченных эмоциональных переживаний. Попытка удержать их содействует еще большей телесной и психологической скованности и ригидности. Сдерживание сексуальных переживаний, скажем, вызывает эмоции агрессии, гнева, ярости. Невротик не способен выразить простейшие эмоции. Ему знакомо ощущение щекотки, а не сексуального удовлетворения.
Как работает телесный психотерапевт
Райх соединял аналитическую работу, то есть опыт реконструкции детских воспоминаний, с расслаблением мышечного панциря. Оказалось, что такое расслабление освобождает немалый запас либидозной энергии и помогает процессу психоанализа. Райх установил, что освобождение таких эмоций, как удовольствие, гнев, волнение достигается путем работы с телом. Так он стал создателем телесно-ориентированного психоанализа.
Райх обращал внимание на то, как пациент ходит, как он ставит ноги или размахивает руками, как он сидит, как владеет своим телом. Когда обнаруживался определенный зажим, он просил пациента его усилить, чтобы лучше осознать, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая «упакована» в этой части тела.
Стоит высвободить эмоцию, как исчезает и хронический зажим или напряжение. Постепенно Райх стал работать с зажатыми мышцами, разминая их рукой, высвобождая связанные эмоции.
Возврат в детство
«В конце концов, я не мог избежать впечатления, что физическая ригидность в действительности представляет собой наиболее существенную часть подавления. Вновь и вновь поражаешься, как освобождение ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но кроме того, приносит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был использован для определенного подавления», — полагал Райх.
Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они научались подавлять свою ненависть, тревожность или любовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т. п.
Кольчуга из мышц
Особенность мышечного панциря состоит в том, что он обладает способностью к восстановлению. Стоит распустить один узел, как запутывается другой. Это похоже на кольчужку... Если терапевт помогает пациенту повторно пережить травматическое событие, снять внутреннее напряжение, тогда происходит распускание мышечного панциря.
Отсюда примечательный вывод Райха о том, что физический (мышечный) панцирь и психологический панцирь – это одно и то же. «Панцирь характера, – писал он, – оказывается функционально тождественным с перенапряжением мышц, мышечным панцирем. Эта функциональная тождественность означает не что иное, как тот факт, что мышечные паттерны и характерные черты служат одной и той же функции в психологическом аппарате. Они могут влиять друг на друга и заменять друг друга».
Инф.inha.ru
e-news.com.ua