Иран и Армения начали строительство сразу двух гидроэлектростанций на пограничной реке Аракс. Одна из этих ГЭС, возводящихся на иранские деньги, через 15 лет перейдет в полную собственность Армении.
Строительство ГЭС на реке Аракс продлится пять лет и обойдется почти в 324 миллиона долларов. При этом Армении не нужно будет вкладывать средства в новый энергетический объект: платить за все намерена одна из иранских инвестиционных компаний. Правда, в течение 15 лет Армения должна будет вернуть иранцам вложенные средства в виде электроэнергии, выработанной на новой ГЭС. А через 15 лет станция должна быть передана армянской стороне, пишет korrespondent.net
10-12 процентов всей электроэнергии страны
Но почему Иран взялся финансировать такой крупный проект? Дело в том, что вся северная часть страны, к которой примыкает Армения, испытывает серьезный дефицит электроэнергии, - подчеркивает в этой связи главный редактор экономического журнала "Базис" Ашот Арамян. По его мнению, именно этим и объясняется столь высокая заинтересованность Ирана в реализации проекта. Да и "использование энергии воды значительно уменьшает нужду в углеводородах", добавляет эксперт.
Арамян напомнил, что вот уже два года Иран поставляет газ в Армению в обмен на электроэнергию, которую вырабатывает Ереванская ТЭЦ. За один кубометр газа Ереван поставляет южному соседу 3 кВт/ч электроэнегрии. Что же касается интересов Армении - страны, у которой нет собственных углеводородов, то они, по мнению эксперта, очевидны. Ведь через 15 лет страна получит в собственность новую мощную гидроэлектростанцию.
Мегринская ГЭС будет иметь установленную мощность в 130 МВт и производить около 800 млн кВт/ч электроэнергии в год. Столько же будет вырабатывать и новая станция на иранской стороне. Придется построить тоннель протяженностью в 18 200 метров от участка Циранидзор (Армения) до армяно-иранской границы.
По прогнозам министра энергетики и природных ресурсов Армении Армена Мовсисяна, новая ГЭС будет обеспечивать 10-12 процентов всей производимой в стране электроэнергии.
Сотрудничество на любых условиях?
Заместитель директора Института Кавказа Сергей Минасян также считает, что Иран "преследует прежде всего свои собственные цели". Аналитик подчеркнул, что в условиях санкций со стороны международного сообщества Иран вынужден искать партнеров для сотрудничества, причем в самых разнообразных сферах. Потому он и готов "раскошелиться", ведь и новая линия электропередач, по которой электроэнергия пойдет из Армении в Иран, построена на иранские деньги, - добавил Минасян.
Что касается расширения влияния Ирана в регионе, то оно, по мнению Сергея Минасяна, скорее, распространяется лишь на Армению. Ведь за сотрудничество с Тегераном ни США, ни ЕС на Ереван давления не оказывают. Причина в том, что Армения, не обладающая собственными запасами углеводородов, оказалась в энергетической блокаде из-за неурегулированного нагорно-карабахского конфликта.
Железная дорога и трубопровод
Между тем Армения и Иран планируют осущеcтвить еще два крупных совместных проекта: строительство железной дороги, связывающей две страны, и нефтепродуктопровода. Железная дорога "Север-Юг" позволит Армении получить альтернативный выход во внешний мир для транспортировки энергоресурсов и других товаров. Проект примет региональный характер, если Грузии удастся открыть абхазский участок железной дороги. Ведь тогда черноморские порты Грузии и России могут оказаться связанными железнодорожным сообщением с портами Персидского залива.
По самым скромным подсчетам, для реализации проекта потребуется от полутора до двух с половиной миллиардов долларов. В настоящее время строительство дороги Армения обсуждает с Россией, Ираном и Китаем. Интерес к проекту уже проявили Всемирный банк и Азиатский банк развития.
Строительство нефтепродуктопровода Иран-Армения планировалось запустить еще в прошлом году. Но реально начать строительство, скорее всего, получится только в 2013 году. Армения надеется транспортировать готовые нефтепродукты - бензин и дизельное топливо - не только с иранских нефтеперерабатывающих заводов, но и из других стран Персидского залива. Строительство соответствующего терминала на территории Армении уже началось. Новый трубопровод позволил бы Армении покупать нефтепродукты по ценам ниже европейских, а также значительно сократить транспортные расходы, отмечает Сергей Минасян.
e-news.com.ua